Социальный уголь обещают поставить за сентябрь

В Усть-Каменогорске разбираются с задержками твёрдого топлива для защищаемых слоёв населения.

05 Сентября 2018 16:07 Автор: Ольга Ушакова
Социальный уголь обещают поставить за сентябрь, уголь, дефицит угля, Отопительный сезон, Каражыра, ВКО, ЖКХ, ТЭЦ

Несмотря на резкое увеличение поставок бытового угля в Восточный Казахстан со второй декады августа, твёрдое топливо социально уязвимые слои населения Усть-Каменогорска получают с задержкой, а некоторые вынуждены ждать исполнения заявки до месяца.

Таким образом, вопросы, связанные с обеспечением Восточного Казахстана углём, по-прежнему остаются самыми «горячими».

«У нас есть отставание по снабжению населения социальным углем. Чтобы нагнать, надо отпускать социальное топливо по 800 тонн в сутки», – высказался на недавнем совещании в акимате Усть-Каменогорска заместитель городского акима Бауыржан Кудияров.

Как рассказывают работники местных исполнительных органов, социально защищаемые жители Усть-Каменогорска записываются за более дешёвым углём ещё с весны, порой его приходится ждать до месяца.

Фактически сейчас с обоих угольных тупиков Усть-Каменогорска, а это станции Оскемен-1 и Новоустькаменогорск, ежесуточно реализуют примерно по 500-600 тонн социального твёрдого топлива, но часто бывает и меньше. Проблема, по оценкам некоторых оптовых продавцов угля, связана прежде всего с недополучением твёрдого топлива с разреза АО «Каражыра».

По словам директора ТОО «ВЭУС» Ивана Тимофеева, который продаёт топливо с тупика станции Новоустькаменогорск, АО «Каражыра» «недодал» ему угля за летние месяцы по его заявкам.

«За август мы получили 235 вагонов вместо 310 заявленных. Мы недополучили 75 вагонов, – говорит г-н Тимофеев. – Если бы нам дали обещанный уголь, то проблема была бы снята».

Впрочем, самих оптовиков Усть-Каменогорска не раз в АО «Каражыра» и акимате города упрекали в не очень удачном менеджменте. Мол, если бы они сначала большую часть бытового угля продавали населению, а затем другим своим потребителям – предприятиям и госучреждениям, то не было бы огромных очередей к тупикам и недовольства населения. К тому же в Усть-Каменогорск приезжают покупать топливо люди из других регионов, где нет железной дороги.

В то же время железнодорожники региона заверяют: Восточный Казахстан и Усть-Каменогорск за восемь месяцев текущего года получили больше угля, нежели в прошлом.

«Технического угля поступило больше на 2953 вагона, а бытового угля – на 1653 вагона. Мы идём с перевыполнением на 164%, – отметил заместитель директора по логистике Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок Талгат Зияданов. – Начиная со второй декады августа 2018 года прибытие бытового угля в среднем в сутки составляет 48 вагонов для Восточного Казахстана, за исключением Семейского региона. Это 3,3 тысячи тонн. Из них для Усть-Каменогорска приходит 23 вагона ежесуточно. Всего за август прибыло в регион 80,6 тысячи тонн угля, что на 44% выше, чем в августе 2017 года».

Однако есть другая большая проблема. Ряд предприятий, ТЭЦ, ТОО «Востокэнерго» корпорации «Востокцветмет»

написали претензии в адрес АО «Каражыра» по поводу того, что в их адрес приходят вагоны с углём, которыё содержит пустую породу, камни, а сам он не раздроблен в соответствии с действующим ГОСТом. Поэтому куски угля застревают в люках полувагонов, и при заданном технологическом сроке выгрузки в три часа на подъездном пути он составляет 36 часов.

«Тем временем мы не можем отдать эти полувагоны оптовым продавцам бытового угля. На Дегелене находится 700 наших полувагонов, из них 425 АО «Каражыра» в среднем в сутки должны грузить», – говорит Талгат Зияданов.

Железнодорожник убеждён: регион будет обеспечен бытовым углём, а вот с техническим углём возникнут большие проблемы в случае дальнейших поставок твёрдого топлива с таким сомнительным качеством.

Но это только часть причин, связанных с недопоставками бытового угля малообеспеченным, защищаемым государством слоям населения. На недавнем совещании в акимате Усть-Каменогорска Бауыржан Кудияров обратил внимание на то, что на этот отопительный период потребность в социальном угле составляет 25 тысяч тонн. До сентября за летние месяцы социально защищаемым слоям населения продали 12 тысяч тонн. В этой связи он выразил сомнение, смогут ли обеспечить их твёрдым топливом за сентябрь-октябрь.

Но председатель Совета ветеранов войны и труда Усть-Каменогорска Сергей Денякин считает, что положение уже можно выправить за сентябрь.

«В июле-августе у нас продано 13,1 тысячи тонн социального угля. Вместе с первыми числами сентября продано 14 тысяч тонн. Это больше, чем третья часть меморандума, – высказался общественник. – Это очень хороший показатель, никогда такого не было. Мы в сентябре снимем социальную напряжённость с бытовым социальным углём если будут нормальные поставки. Хотя бы на уровне августа. Но угольный разрез АО «Каражыра» обещает увеличить поставки бытового топлива ещё на 20%».

Он объяснил, почему до сих пор держатся очереди за бытовым углём и полностью не обеспечены «социальщики»:

«Каражыра» добывает определённое количество угля. У нас увеличилось число заявок по сравнению с прошлыми годами».

Активисты городского филиала партии «Нур Отан» вызвались помочь акимату и отследить всю цепочку, по которой идёт уголь от разреза АО «Каражыра» до тупиков, с которых продаётся населению, для того чтобы выявить «слабые звенья» в снабжении населения твёрдым топливом. Более того, нуротановцы предложили усилить контроль за погрузкой на двух городских тупиках социального угля, откуда его развозят автомашины до адресатов. На обоих тупиках работает по 10 автомобилей «социальщиков», в которые вмещается по шесть-семь тонн угля. Каждый ежедневно совершает по шесть рейсов к жителям города. Этот уголь продаётся с тупика по цене 8350 тенге за тонну (коммерческий – по цене 8800 тенге), а цена доставки фиксирована на уровне пять-восемь тысяч тенге по Усть-Каменогорску.

Ольга Ушакова