Соцподдержка, оборона и общественный порядок

Минфин отчитался об итогах исполнения расходной части бюджета за I квартал 2018 года.

11 Мая 2018 07:00 Автор: Камила Абдиева
Соцподдержка, оборона и общественный порядок, Бюджет, Минфин РК, соцподдержка, здравоохранение, Оборона, ЖКХ, Общественный порядок

В январе-марте текущего года доходная и расходная часть государственного бюджета Казахстана составила 2,65 трлн и 2,41 трлн тенге соответственно, что больше, чем год назад, на 15% и 13,5%. Опережающими темпами шло финансирование расходов на соцподдержку, здравоохранение, оборону, ЖКХ и общественного порядка. Таков краткий вывод изучения квартальных расходов гострат, осуществленный abctv.kz.

Социальное обеспечение граждан увеличилось на 20,2%, или почти на 105 млрд, до 654,1 млрд тенге. Из них 619,2 млрд было направлено на социальное обеспечение и выплаты, а именно пенсии (479,2 млрд тенге, +22,8%, или на 89 млрд) и другие трансферты физлицам (139,8 млрд тенге, +5,8%).

Расходы на здравоохранение возросли на 23,6% (+62,6 млрд), до 328,2 млрд тенге. Основная часть средств была освоена по линии республиканского бюджета (316,7 млрд тенге), из которых 297,7 млрд тенге ушло на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

В тройку лидером по приросту госрасходов ворвалась оборона – 137,9 млрд тенге, что на 35,6% больше показателя годичной давности. Согласно ведомственной классификации, большая часть средств (126,5 млрд тенге) была освоена Министерством обороны на военные нужды, а именно обеспечение боевой и мобилизационной готовности Вооруженных сил Казахстана (125,9 млрд тенге, +38,6% г/г).

Стоимость обеспечения общественного порядка (МВД РК) взлетела на 40%, до 29,6 млрд тенге за I квартал, обеспечение национальной безопасности (по линии КНБ РК) обошлось в 41,9 млрд тенге (прирост на 27,4%), ассигнования на содержание уголовно-исправительной системы и госинформзаказ выросли на 17,5% (до 7,8 млрд) и 27,7% (до 8,1 млрд тенге) соответственно.

Заметно подросли расходы на жилищно-коммунальное хозяйство – рост в 1,5 раза (29,7 млрд), до 88,7 млрд тенге. Причина – реализация госпрограммы «Нурлы жер» в части жилищного строительства (направлено 35,2 млрд тенге).

Финансирование сферы образования (423,8 млрд тенге) не претерпело сильных изменений, как и государственные услуги общего характера (158 млрд тенге). Расходы на транспорт и коммуникации сократились на 2,8% ввиду оптимизации трат на строительство и ремонт республиканских автодорог. Существенное сокращение по транспорту прошло по части республиканского бюджета (на 57,2 млрд тенге), за счет эффекта высокой базы, вызванного прошлогодним целевым трансфертом столице на развитие новой транспортной системы.

Расходы на сельское, лесное, водное и рыбное хозяйство, охрану окружающей среды и земельных отношений увеличились на 37,3% (до 83,4 млрд тенге), преимущественно по статье «Проведение мероприятий за счет резерва правительства на неотложные затраты». Не исключено, что речь идет о ликвидации последствий паводков.

В числе прочих статей расходов основной объем трат пришелся на целевой транш АО «Администрация МФЦА» (20 млрд тенге) и АО «НК «Астана Экспо-2017» (13,5 млрд тенге). Расходы на обслуживание правительственного долга выросли на 21%, до 156,7 млрд тенге.

Лидерами по ведомственной классификации расходов стали Министерство труда и соцзащиты (623,2 млрд тенге), финансов (561,5 млрд), здравоохранения (317,6 млрд), сельского хозяйства (145,6 млрд) и инвестициям и развитию (134,8 млрд тенге). 86,4% всех расходов носили текущий характер, и только 13,6% – капитальные инвестиции.

Из наиболее примечательного в части расходов и доходов стоит отдельно выделить рост в 2,3 раза расходов на приобретение транспортных средств (до 28,6 млрд тенге), а также падение поступлений по ЭТП на сырую нефть на 7,5%, до 187,8 млрд тенге, на фоне роста среднеквартальной цены на баррель нефти сорта Brent свыше 20%, до 67 долларов.

Камила Абдиева