Спасение в тестовом режиме

Артур Мискарян Артур Мискарян
24689

За отсутствие в автомобиле ставшего обязательным с начала года ЭВАК наказывать пока не будут.

Спасение в тестовом режиме

1 января текущего года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". По регламенту для ввозимых на территорию союзных государств автомобилей становится обязательным оснащение устройством или системой вызова экстренных служб, в Казахстане – ЭВАК (система экстренного вызова при авариях и катастрофах). За разработку такой системы в Казахстане отвечает министерство оборонной и аэрокосмической промышленности в лице ДТОО "Институт космической техники и технологий".

Разработчики ЭВАК позиционируют систему как аналог американской E-911 и европейской E-Call. Подобная система в России – "Эра-Глонасс", в Белоруссии – "Эра-РБ". В Армении и Кыргызстане подобные системы пока на стадии разработки. Предполагается, что все системы на территории Евразийского союза будут полностью совместимы между собой. Таким образом, например, попав в ДТП на территории Казахстана на своем автомобиле, водитель из России нажатием кнопки сможет вызвать местные экстренные службы.

На сегодняшний день в тех автомобилях, оборудованных ЭВАК, система работает в тестовом режиме.

"Технически на сегодняшний день все готово. Сейчас проходит ряд организационных мероприятий. В частности, необходимо назначить оператора ЭВАК, который будут эксплуатировать центр обработки данных. Комитет транспорта вопрос отработал, и теперь в Минюст уходит приказ о назначении нашей компании этим оператором. Как только этот приказ пройдет Минюст, нам всю эту инфраструктуру передадут в эксплуатацию, и мы будем осуществлять ее работу. Сейчас просто нет юридического лица, которое может этим заниматься", - говорит Денис Еремин, заведующий лабораторией космических информационных технологий Института космической техники и технологий.

В автомобиль может быть установлены устройство или система ЭВАК, производимые на ТОО "Элеко" в Алматы. Основные компоненты оборудования: модуль для СИМ-карты и GPS-модуль. Устройство ЭВАК, кроме этого, оснащено датчиком, который фиксирует переворот автомобиля, а система ЭВАК в дополнение к этому фиксирует срабатывание подушек безопасности и силу удара автомобиля. Полученную с датчиков информацию оборудование ЭВАК в автомобиле передает в экстренную службу, с которой водитель может связаться и самостоятельно нажатием кнопки SOS.

"Мы надеемся, что оператор системы ЭВАК будет назначен в ближайшие месяцы. После этого оператор должен заключить соглашение с сотовыми операторами, сейчас для соглашения с ними просто нет договороспособной стороны. Нет эксплуатанта системы", - комментирует Денис Еремин.

Полноценная работа системы ЭВАК на территории Казахстана в ближайшее время невозможна еще и по причине разного покрытия сети у операторов мобильной связи в стране. Решение – заключение со всеми операторами соглашения о создании виртуального мобильного оператора.

"Для работы в полномасштабном режиме необходимо создание виртуального сотового оператора с резервированием, зеркалированием, с географическим разнесением обработки данных. Эти работы мы закончим в конце 2018 года", - говорит Денис Еремин.

Технический регламент Таможенного союза действует по отношению к транспортным средствам, ввозимым на территорию союзных государств, а по отношению к транспортным средствам, ввезенным до 1 января 2017 года, действует местный закон. Таким образом, оснащение устройством или системой ЭВАК не обязательно для старых автомобилей. Исключение составляет техника, на которой осуществляются перевозка пассажиров или опасных грузов – такие ТС можно оснастить устройством ЭВАК без необходимости сертификации. По словам источника abctv.kz в Минюсте, законом пока не предусмотрено наказание за отсутствие оборудования ЭВАК в автомобиле, поэтому даже после вступления в силу регламента ТС невозможно требовать обязательной установки устройств либо системы ЭВАК в автомобилях.  

"У нас приняты требования об обязательном оснащении ЭВАК ввозимых в Казахстан или произведенных здесь автомобилей. С 1 января регламент ТС вступил в силу. Но в наших требованиях пока не предусмотрена ответственность за несоблюдение этой нормы регламента. Никто не начнет с завтрашнего дня требовать с перевозчиков установки этих устройств. Приказ о назначении оператора ЭВАК пока находится в Минюсте. Потом оператор должен пройти процедуры регистрации, организовать свою работу, а мы будем вести это, контролировать. Возможно, устройства будут готовы к концу 2017 года, лаборатории – в 2018 году. Никто не будет бежать впереди паровоза и требовать то, чего сегодня сделать невозможно", - говорит источник.

Для того чтобы самостоятельно ввезти на территорию Казахстана автомобиль, например, из Германии, нужно сначала оснастить его системой ЭВАК, а затем получить сертификат безопасности ТС. Для этого в свою очередь нужно провести краш-тест двух таких автомобилей на специальном полигоне. На всей территории стран ЕАЭС такой полигон есть только в подмосковном Дмитрове. Только после получения сертификата автомобиль может проходить таможенную очистку.

Артур Мискарян

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться