Тотальная цифровизация госуслуг для бизнеса

Уже в 2018 году это позволит наполовину сократить время оказания господдержки, а издержки бизнеса – на 1,6 млрд тенге.

12 Июня 2018 15:23 Автор: Ботагоз Омар
Тотальная цифровизация госуслуг для бизнеса, Цифровой Казахстан, Цифровизация, Госуслуги, МСБ, ЦОП, НПП «Атамекен»
Фото: time.kz

В рамках реализации программы «Цифровой Казахстан» в направлении развития малого и среднего бизнеса (МСБ) министерствами национальной экономики (МНЭ), сельского хозяйства (МСХ), а также по инвестициям и развитию (МИР) составлен список 52 инструментов поддержки, подлежащих оптимизации и автоматизации.

«Межведомственной комиссией по отбору государственных услуг, подлежащих оказанию через государственную корпорацию «Правительство для граждан» одобрены подходы по оптимизации и автоматизации по 46 инструментам государственной поддержки. Шесть инструментов поддержки исключены из списка мер господдержки. На данный момент проведена полная автоматизация 15 мер господдержки. Оставшиеся 31 будут автоматизированы до октября 2018 года», – проинформировал министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Проводимая работа по оптимизации мер государственной поддержки направлена на решение четырех ключевых задач. В первую очередь это перевод требуемых документов на декларативный вид. Тем самым предлагается отказаться от запрашивания документа в пользу заполнения установленных бланков.

Во-вторых, замена работы различных экспертных групп и комиссий на автоматизированные процессы, которые позволят исключить практику принятия решений на основании субъективных мнений членов экспертных групп и комиссий.

В-третьих, подразумевается сокращение более 50% документов, полей заполнения, сроков рассмотрения.

Четвертая задача – создание единого реестра учета объектов поддержки для оценки результативности всех инструментов господдержки и исключение практики оказания поддержки одним и тем же предпринимателям.

«К примеру, по инструменту господдержки предоставления гарантий по кредитам субъектов частного предпринимательства в рамках дорожной карты бизнеса до 2020 года сокращается срок оказания услуги с 15 до двух рабочих дней, количество запрашиваемых документов – с восьми до одного вида и полей заполнения – с 59 до пяти», – проинформировал глава МНЭ.

По инструменту субсидирования стоимости удобрений МСХ срок оказания услуги сократился с пяти до одного дня, требуемых документов на входе – с одного до нуля, и полей для заполнения – со 157 до 56.

«Таким образом, мы планируем все услуги государства, включая операционные услуги и меры государственной поддержки, вывести в электронный формат на безальтернативной основе», – подчеркнул главный экономист страны.

Кроме того, ведется работа по созданию открытой цифровой платформы для бизнеса. На ней планируется размещать цифровые сервисы, необходимые для упрощения управленческих решений, автоматизации внутренних процессов, ведение кассового и бухгалтерского учета, управление персоналом, учет движения товаров и услуг, мониторинг расходования ресурсов, электронный документооборот и так далее.

«Согласно нашим прогнозам, к 2022 году свыше 100 IT-компаний опубликуют сервисы на платформе. 10 сервисов уже размещены на ней. При этом количество пользователей платформы составит более 150 тысяч субъектов. До конца года количество пользователей платформы составит 10 тысяч субъектов», – отметил Тимур Сулейменов.

В целях обеспечения повсеместного использования возможностей цифровизации предлагается оцифровать работу всех центров обслуживания предпринимателей (ЦОП), созданных в городах и районных центрах.

«Во всех 25 ЦОПах в городах и 189 центрах поддержки предпринимателей в районных центрах и моногородах будут созданы зоны самообслуживания, которые с помощью консультантов обеспечат доступ к электронным услугам государства и мерам государственной поддержки для категорий предпринимателей, не имеющих прямого доступа к прямому Интернету. Особенно для повышения компетенции предпринимателей, осуществляющих деятельность в сельской местности, с этого года запущена обучающая программа по повышению цифровой грамотности. Обучением ежегодно будет охвачено свыше 15 тысяч предпринимателей», – отметил глава МНЭ РК.

Со второго полугодия текущего года в пилотном режиме Национальной палатой предпринимателей (НПП) «Атамекен» планируется полностью перевести в электронный формат работу ЦОПов в городах Астане и Алматы.

«Системная работа в этом направлении уже в этом году позволит сократить время оказания господдержки и количества требуемых документов на 50 процентов, что позволит в 2018 году сократить издержки бизнеса на 1,6 миллиарда тенге и до конца 2022 года – на 8,4 миллиарда тенге. Реализация возможности открытой цифровой платформы для МСБ, ежегодное обучение цифровым навыкам позволит оцифровать деятельность свыше 300 тысяч предпринимателей к 2022 году. Цифровизация МСБ станет новым импульсом в развитии предпринимательства», – резюмировал Тимур Сулейменов.

Электронная платформа для малого и среднего бизнеса создается компанией «Казахтелеком» совместно с НПП. В 2016-2017 годах среди предпринимателей был проведен опрос, по итогам которого были определены основные проблемы, с которыми сталкиваются бизнесмены по вопросам доступа к цифровым ресурсам. Среди них отсутствие доступных финансов, дефицит квалифицированных кадров и недоступность технологий.

Опрос показал готовность 45% бизнесменов к применению новых технологий.

«На какие вопросы будет отвечать эта торговая площадка? Во-первых, это выбор ниши бизнеса для каждого предпринимателя, открытие и ведение бизнеса, быстрая регистрация предприятий, поиск партнеров, маркетинг и продажи, учет и отчетность, что главное для бизнеса. При любом кризисе, наверное, основная проблема в управлении бизнесом – это учет и отчетность, и поэтому туда ставим наши сервисы и расширение и повышение эффективности бизнеса», – отметил в ходе заседания правительства председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев.

«На этом рынке есть крупная платформа, та же самая Alibaba. Она себя позиционирует как платформа для МСБ, для взаимодействия и продажи. Они создают внутренние сервисы как Taobao, таким же рынком пошел Amazon, и мы считаем, что, в принципе, благодаря поддержке программы «Цифровой Казахстан», «Атамекена» и МНЭ мы очень быстро создадим такую платформу. Около 150 тысяч пользователей, я думаю, в течение двух лет мы сюда наберем», – считает глава «Казахтелекома».

По его словам, это позволит на треть сократить расходы бизнеса за счет использования облачных технологий и сокращения времени выхода на рынок. Все это позволит повысить объемы продаж на 20%.

«Соответственно, для того чтобы развивать IT-отрасль – цель, которую ставит перед нами правительство, мы отработали с нашими IT-предприятиями. Они позволят нам спокойно регистрировать свои сервисы. Мы работаем как платформа, каждая IT-компания привносит свои сервисы, и наша задача – увеличить количество IT-сервисов для МСБ и обеспечить рост доли казахстанского содержания в IT-отрасли до 30 процентов», – подытожил К. Есекеев.

Ботагоз Омар