Трагедия с гражданами Узбекистана ничему не научила

Казахстанцев продолжают перевозить в автобусах, обогреваемых паяльными лампами.

11 Апреля 2018 17:07 Автор: Майра Медеубаева
Трагедия с гражданами Узбекистана ничему не научила, автобусы, Перевозки, Пассажирские перевозки, безопасность , Происшествия, Пожарная безопасность

В Талдыкоргане задержан нелегальный автобус, который обогревался паяльной лампой и при этом перевозил детей. На дороге Атырау – Карабатан установлен автобус ТОО «Мунай Жигер Сервис», салон которого отапливался открытым огнем из самодельного прибора, работающего на бензине. Другой нелегальный перевозчик по маршруту Алматы – Тараз вместе с пассажирами в салоне перевозил бочки с горючим материалом.

Об этих фактах стало известно на пресс-конференции в Генеральной прокуратуре, где сообщили о результатах проверки соблюдения законодательства об автомобильном транспорте при осуществлении междугородних пассажирских перевозок.

«Даже после трагической гибели 52 граждан Узбекистана в результате возгорания автобуса продолжают иметь место факты пренебрежения правилами пожарной безопасности. Не редко, когда запасные выходы автотранспортных средств недоступны для пассажиров. Они закрыты либо заставлены грузом и даже заварены. Имеются факты выездов автобусов на трассу в снежную погоду без надлежащих зимних покрышек, что в условиях гололеда представляет повышенную опасность», – рассказала официальный представитель ведомства Оксана Лоскутова.

120 нарушений в день

За три недели прокурорских проверок установлено свыше 2,5 тыс. нарушений, пресечена деятельность 139 нелегальных перевозчиков. Ежегодно с участием пассажирских автобусов на междугородних маршрутах совершается в среднем 120 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибают 70 и получают различные травмы 370 человек.

Как показала проверка, основные причины кроются в технической неисправности автобусов, изношенности автопарка, нарушении правил дорожного движения, пренебрежении правилами пожарной безопасности и формальном контроле со стороны уполномоченных органов.

«Так, много перевозок осуществляется без тахографов, аптечек, огнетушителей, приспособлений экстренного открывания аварийных люков и с другими техническими неисправностями. Выявлено 94 незаконно переоборудованных автобуса. К примеру, в Атырауской области в переоборудованных микроавтобусах, рассчитанных на восемь мест, перевозили до 16 человек», – сообщил начальник Службы по защите общественных интересов Азамат Дюсембеков.

Лишили прав – не беда!

В нарушение всех требований правил дорожного движения отдельные недобросовестные перевозчики допускают к работе лишенных прав водителей. К примеру, в Южно-Казахстанской области к перевозкам допущен водитель, который в 2016 году лишен водительских прав сроком на три года за управление автотранспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Всего за время проверок установлено 17 случаев выпуска в рейс автобусов под управлением водителей, лишенных права управления транспортом.

Отдельно следует отметить, что на многих предприятиях работают водители, которые систематически нарушают правила дорожного движения. В ТОО «Қазақстан Елім» Западно-Казахстанской области работают водители, который ранее привлекались к административной ответственности, в том числе за управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии, превышение скорости, нарушение правил маневрирования от четырех до 15 раз.

В Южно-Казахстанской области на 21 водителя девяти перевозчиков возбуждено 141 административное дело, то есть в среднем по шесть на каждого. Всего прокуратурой установлено 62 случая выхода в рейс без медицинского осмотра, 90 – без технического контроля.

В этой же области в ходе проверок задержан водитель школьного автобуса села Петропавловка Купреев А. в состоянии алкогольного опьянения, перевозивший 19 человек, в том числе 15 школьников.

Каждый третий автобус в Казахстане не прошел техосмотр

Анализом сведений баз данных установлено, что технический осмотр не прошли 20 тыс., или каждый третий по республике автобус (из 62 тыс.). При этом установлено 125 фактов использования поддельных карт техосмотра, в том числе 116 – в Южно-Казахстанской области и девять – в Кызылординской.

Согласно требованию Закона «Об автомобильном транспорте», водители обязаны соблюдать режим труда и отдыха. Фактически в погоне за прибылью данное требование систематически нарушается и приводит к человеческим жертвам. К примеру, 22 июня 2017 года в Актюбинской области водитель автобуса ИП «Ланшаков» Еремеев Л. уснул за рулем, в результате девять человек погибло, 52 пострадало.

Установлено 96 фактов нарушений режима труда и отдыха. При этом в 33 случаях автобусы вовсе не были оснащены устройствами контроля. Данный процесс должен контролироваться органами полиции, однако нужно констатировать их слабую оснащенность устройствами для считывания информации тахографов. В Костанайской, Кызылординской, Атырауской, Мангистауской, Павлодарской и Алматинской областях подобное оборудование отсутствует.

Нашествие нелегалов

Угрозу безопасности пассажирским перевозкам представляют нелегальные перевозчики, не имеющие разрешительных документов. Выборочной проверкой установлено 139 таких перевозчиков. Их работа прекращена, все они привлечены к административной ответственности за безлицензионную деятельность. С 2016 года по сегодняшний день допущено около 600 дорожно-транспортных происшествий с участием нелегальных перевозчиков.

«Приведенные факты нарушений являются последствиями не только безответственности перевозчиков, но и ненадлежащей работы уполномоченных органов – Министерства внутренних дел, Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию, а также акиматов», – отметила официальный представитель Генпрокуратуры.

По итогам проверки органами прокуратуры внесено 85 актов прокурорского надзора, привлечено к административной ответственности более 2 тыс. человек с наложением штрафов на сумму свыше 36 млн тенге, отозваны разрешительные документы 52 перевозчиков.

Майра Медеубаева