Угля должно хватить на всех

В АО «Каражыра» заявили о росте добычи угля с августа на 600 тыс. тонн и увеличении его потоков на Восточный Казахстан, но эти меры пока не помогают избежать очередей.

28 Июля 2018 13:25 Автор: Ольга Ушакова
Угля должно хватить на всех, уголь, дефицит угля, Отопительный сезон, Каражыра, ВКО, ЖКХ, ТЭЦ
Фото: Ольга Ушакова

С августа угольный разрез «Каражыра», который находится в Семейском регионе ВКО, увеличит план месячной отгрузки бытового угля на Восточно-Казахстанскую область до 68 тыс. тонн. Он обещает ежесуточную отгрузку твердого топлива с увеличением до 40 вагонов, из них половина будет предназначаться населению Усть-Каменогорска. Это почти вдвое больше, чем в уходящем месяце, и в несколько раз превышает показатели прошлого года.

Для удовлетворения спроса «Каражыра» заявил о намерении с 1 августа добывать на 600 тыс. тонн твердого топлива в год больше. По данным коммерческого управляющего АО «Каражыра» Асета Сыдыкова, объемы годовой добычи угля превысят 7,6 млн тонн, а к концу года перешагнут рубеж в 8 млн.

При этом, как отмечают в Управлении энергетики и ЖКХ ВКО, основные поставки угля в регион осуществляет разрез «Каражыра», на долю которого приходится 70% твердого топлива. Им пользуется население региона и частично теплоснабжающие предприятия. 30% поставок идет от ТОО «Майкубен Инвест» из Павлодара, в основном для ТЭЦ. Спрос на уголь со стороны населения столь высок, что уже летом к тупикам ТОО «ВЭУС» – основного поставщика твердого топлива – в некоторые дни выстраивалась очередь до 70 автомашин.

Уголь стали готовить летом

В октябре прошлого года по Казахстану начался «угольный» ажиотаж среди населения, который не минул и ВКО. Повышенный спрос у жителей Восточного Казахстана в эти месяцы возник из-за неблагоприятных метеопрогнозов, раннего похолодания и наступления отопительного периода, повышения стоимости солярки, перспектив дальнейшего повышения цен на нее. Как отмечали на разрезе «Каражыра», не последнюю роль сыграло отсутствие четкого маркетинга у компании, продающей уголь населению. Люди стали массово закупать необходимый запас угля на всю зиму со складов железнодорожных тупиков уже в сентябре 2017 года, хотя в предыдущие годы часть твердого топлива покупали осенью, а остальное – в январе-феврале. Очереди за углем оставались и в ноябре, постепенно спадая к декабрю.

В начале этого года акимат ВКО, железнодорожники, угольный разрез «Каражыра», крупные потребители договорились о том, что избежать прошлогоднего ажиотажа, длинных очередей, улучшить обслуживание населения поможет распределение потоков твердого топлива и увеличение объемов его поступления в летние месяцы. С потребителями провели большую работу, чтобы они закупали уголь для отопительного сезона 2018/19 летом. В железнодорожных тупиках ТОО «ВЭУС», как основного поставщика угля для населения, в июле стали собираться очереди в несколько десятков машин. Некоторым жителям, сделавшим заявку на привоз угля, ждать приходится около недели. Но порой качество твердого топлива, по их словам, оставляет желать лучшего: камни, порода. По данным компетентных источников, это связано с тем, что ТОО «ВЭУС» реализует уголь населению по остаточному принципу, вначале снабжая государственные учреждения.

«Нам по нашей заявке должны давать по 15 вагонов в день, на шесть складов. Но этого не дают. У нас мощность – 700 тысяч тонн угля в год, мы можем это принять и реализовать, но мы даже 500 тысяч не принимали. В общем, наши мощности превышают наши потребности по региону, – утверждает директор ТОО «ВЭУС» Иван Тимофеев. – Хотя в этом году объемы продаж угля летом увеличились. С 2014 года, что я работаю, мы продавали в июле 13 тысяч тонн, в этом году наше предприятие реализовало рекордный объем твердого топлива – 29 тысяч тонн».

Как отметили в Управлении энергетики и ЖКХ ВКО со ссылкой на ТОО «ВЭУС», этому предприятию на конец июля с разреза «Каражыра» якобы недопоставили больше 200 вагонов.

«Это 14,5 тысячи тонн угля. Около 2,9 тысячи семей пока не получили уголь. Для того чтобы полностью избежать ажиотажа с углем, необходимо поставлять не менее 45 вагонов угля в сутки на ВКО, в том числе 25 вагонов на Усть-Каменогорск», – говорит руководитель Управления энергетики и ЖКХ Мурат Мусатаев.

Но Асет Сыдыков с таким раскладом не согласен. По его словам, когда ТОО «ВЭУС» выходило на товарную биржу и заключало с «Каражыра» договор, там фигурировали другие цифры поставок, значительно меньше тех, которые сейчас озвучивает г-н Тимофеев.

«ТОО «ВЭУС» заявляло на бирже другие объемы. В этом году на июль продано населению уже около 40 тысяч тонн, – говорит Асет Сыдыков. – Чтобы выполнить озвученные им запросы, мне дополнительно надо две тысячи человек нанять на «Каражыра», купить на 40 миллионов долларов техники, и тогда мы будем дополнительно для него уголь производить».

Но потребление угля, по его словам, имеет завершенное значение. Раз сейчас уголь поступает в регион больше, следовательно, осенью ажиотаж спадет. Уголь «Каражыра» имеет высокий спрос вследствие низкой цены – с учетом железнодорожного тарифа, который увеличился в последнее время, тонна стоит 8800 тенге.

«Мы прогнозируем, что после удовлетворения спроса на уголь в ВКО его у нас будут забирать приграничные районы России, Павлодара, Караганды», – отмечает г-н Сыдыков.

Вагонов достаточно

Заместитель директора Семейского отделения грузовых перевозок Ергазы Жумадилов на недавнем совещании в акимате ВКО рассказал, что на Усть-Каменогорск, Риддер ежесуточно со станции Дегелен отправляют 97 вагонов угля от разреза «Каражыра». В сутки грузят в среднем 121 вагон. Это составляет 124,8% от плана. В том числе на Усть-Каменогорскую ТЭЦ они отправили угля 117% от плана, на Риддерскую ТЭЦ – 240%, на Согринскую ТЭЦ поставки идут с отставанием на 29%.

Что касается коммунально-бытового угля, то основной его получатель – ТОО «ВЭУС», у которого идет выгрузка по станциям Оскемен-1, Усть-Каменогорск, Зыряновск, Предгорное, Шемонаиха, Ново-Усть-Каменогорск (НУК). Только на НУК при плане на 23 июля выполнение погрузки было осуществлено на 134%. Железнодорожники поставили на эту станцию 5,4 тыс. тонн. По Зыряновску также было отгружено 113%. Но станции Предгорное сейчас пошло отставание и план выполнен всего на 73%.

По словам Ергазы Жумадилова, вагонов у них достаточно. Если сравнивать с прошлым годом, то выполнение погрузки идет больше на 123%. За последние два месяца железнодорожники отгрузили 76,8 тыс. тонн угля на ВКО при плане 39,2 тыс. тонн, что составляет 196% от запланированной доставки.

Начальник отдела логистики Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок Алмас Сейсемканов отметил, что этот филиал АО «КТЖ – Грузовые перевозки» ведет выгрузку угля, который отправляет Семейское отделение грузовых перевозок.

«Он сразу выгружается. Вагоны подаем вовремя. Проблем нет. В целом мы намного больше угля получаем по сравнению с прошлым годом», – говорит Алмас Сейсемканов.

По информации руководителя Управления энергетики и ЖКХ ВКО Мурата Мусатаева, подготовка к отопительному сезону в Восточно-Казахстанской области ведется в штатном режиме. Общий запас топлива для ТЭЦ составляет 1,836 млн тонн. В этом году нужно было поставить к этому периоду 180,5 тыс. тонн. Фактически поставки достигли 231 тыс. тонн. Это 128% от требуемого запаса, указал он.

«На централизованных котельных менее 100 гигакалорий в час потребность в угле на весь сезон составляет 421 тысячу тонн угля. Есть запас в 34,7 процента, то есть семь процентов необходимого от эксплуатационных запасов. Предприятия заключали договоры на поставку угля, они будут его получать с августа по графику. По бюджетным организациям общая потребность – 122 тысячи тонн, поставки уже ведутся», – сообщил г-н Мусатаев.

Общая потребность угля для населения региона на весь отопительный период, по его данным, составляет 1,2 млн тонн. Сейчас поставлено 142,2 тыс. тонн, то есть 11,5%. Мониторинг в управлении ведут ежедневно, проводят разъяснения среди населения о необходимости покупать уголь летом.

Для того чтобы не допустить ажиотажа с углем, в акимате ВКО ведут ежедневный мониторинг поступления в регион твердого топлива, количества вагонов с учетом номеров, ежедневную сверку отгруженного объема угля с «Каражыра» с железной дорогой.

Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск