"В 2019 году мы можем увидеть 400 тенге за доллар"

Аскар Муминов Аскар Муминов
15106

Динамику уходящего года, как и наступающего, вновь будут определять цены на нефть.

"В 2019 году мы можем увидеть 400 тенге за доллар" Фото: vlast.kz

О макроэкономических итогах 2018 года и перспективах 2019 года аbctv.kz поговорил с заместителем директора Центра исследований прикладной экономики Олжасом Тулеуовым.

Как Вы оцениваете общую экономическую ситуацию в Казахстане по итогам 2018 года, насколько нынешние показатели роста в пределах 3,5-4% ВВП в год достаточны для цели по вхождению в тридцатку развитых государств мира?

– В целом экономическая ситуация в стране в 2018 году складывается в рамках ранее заявленных прогнозных параметров правительства. При этом стоит признать, что текущие позитивные тенденции в казахстанской экономике в первую очередь связаны с ростом цен на нефть и объёмов её добычи в стране. Как результат, за девять месяцев текущего года ВВП увеличился на 4,1%.

При этом ускоряется рост потребления домашних хозяйств на уровне 4,5 процента за первое полугодие 2018 года после продолжительной низкой динамики за 2015-2017 годы. Это, в свою очередь, происходит на фоне восстановления и роста заработных плат и в целом реальных денежных доходов населения Казахстана.

Но, несмотря на это, так называемая сложность экономики Казахстана, её степень диверсификации остаётся слабой, сохраняя свой потенциал для дальнейшего увеличения. Именно здесь, на мой взгляд, находится фактор достижения цели вхождения в число наиболее развитых стран мира, а не в постоянном экстенсивном наращивании темпов экономического роста.

Также для Казахстана гарантией вхождения в тридцатку самых развитых государств, скорее, является развитие человеческого капитала, а не только многозначные темпы увеличения реального ВВП, "добытые", так сказать, любой ценой. 

Снижение прироста реального ВВП в 2019 году будет наблюдаться и на фоне замедления роста добычи нефти. Так, уже за 11 месяцев 2018 года было добыто 82,3 миллиона тонн сырой нефти и газового конденсата, а это даёт основания полагать, что по итогам года показатель составит около 90 миллионов тонн, что на 4,4 процента больше значений за 2017 год

Как Вы оцениваете происходящие инфляционные процессы в Казахстане? Известно, что в Казахстане самая высокая инфляция в странах ЕАЭС. Каков Ваш прогноз по инфляции в 2019 году? Нацбанк уже предупредил, что будет рост цен, но за коридор инфляция не выйдет. То есть стоит ждать резкого скачка цен в 2019 году?

– По итогам 11 месяцев 2018 года годовая инфляция в Казахстане достигла минимального значения – 5,3 процента за период с октября 2015 года. Да, это наибольшее среди стран ЕАЭС значение инфляции, но оно, к примеру, лишь на 0,3 и 1,5 процентного пункта выше, чем в Беларуси и России соответственно. То есть сейчас разрыв между инфляцией в странах союза стал незначительным.

Стоит отметить, что снижение инфляции в Казахстане до минимальных уровней является следствием, в том числе, положительного шока предложения на рынках овощей, фруктов, жилищно-коммунальных услуг и топлива, произошедшего в середине осени.

Поэтому говорить о том, что проинфляционные факторы в стране исчерпаны, пока рано. Это отражается в продолжающемся росте базовой инфляции на уровне 6,8%.

По нашим ожиданиям, в следующем году, особенно в начале, мы увидим отложенную реакцию потребительских цен на обесценение тенге, произошедшее осенью этого года.

Удорожание некоторых товаров также может быть усилено как дальнейшим ускорением внутреннего потребления на фоне роста реальных доходов, так и в связи с требованием Минфина по обязательной маркировке производителями реализуемых товаров.

Дополнительное давление на рост цен в Казахстане будет оказывать и ожидаемое увеличение инфляции в России. В качестве фактора дезинфляции можно отметить планируемое снижение коммунальных тарифов и стоимости связи.

Таким образом, я предполагаю, что годовая инфляция в Казахстане в течение 2019 года в условиях отсутствия значительных шоков на внешних и внутренних рынках будет колебаться в пределах 6-7%, то есть чуть выше таргета Нацбанка.

Как Вы оцениваете показатели безработицы? Сообщалось, что в 2018 году фиксировался всплеск безработных, так ли это? Насколько высока в Казахстане скрытая безработица и можно ли отнести самозанятых к безработным? Как Вы оцениваете меры правительства по взиманию налогов с этой категории граждан, которые были введены в уходящем году?

– Согласно официальной статистике, число безработных в Казахстане, по самым обновлённым данным, на октябрь 2018 года, за 12 месяцев выросло на 2100 человек, или на 0,4 процента. Не знаю, можно ли классифицировать этот рост как всплеск.

К тому же число всей рабочей силы и занятого населения за этот же период выросло более чем на два процента. В итоге мы сейчас наблюдаем исторически низкий уровень безработицы в Казахстане – 4,8 процента, почти как в США, где этот показатель равен четырём процентам.

Лично я, как и многие казахстанские эксперты, считаю, что официальные данные занижены. Так, не всё экономически активное население, которое находится в поисках работы, регистрируется в качестве безработных, вследствие чего возникает скрытая безработица.

Сложно назвать даже приблизительно уровень скрытой безработицы в стране, как ввиду дороговизны проведения частных независимых исследований даже косвенных индикаторов, так и в связи с тем, что многие безработные могут периодически подрабатывать и тем самым временно становиться самозанятыми.

К слову, число самозанятых по итогам III квартала текущего года составило более двух миллионов человек. Однозначно самозанятых нельзя относить к безработным, как минимум по той лишь причине, что они на рыночных основах за оговорённую оплату выполняют работу и оказывают услуги другим лицам.

Как бы Вы оценили монетарную политику финрегулятора в 2018 году? Каков Ваш прогноз по курсу тенге к доллару в 2019 году, стоит ли ждать резкого проседания, увидим показатели в 400 тенге за доллар? Каков Ваш прогноз по базовой ставке на 2019 год?

– В 2018 году Нацбанк продолжил проведение политики инфляционного таргетирования. При этом он планомерно снижал базовую ставку вплоть до октября этого года. Тогда на фоне усиления внешних инфляционных рисков регулятор был вынужден повысить ставку, тем самым прервав почти двухлетнюю серию снижения этого индикатора.

Долгий период снижения базовой ставки в определённой степени позволил оживить рынок кредитования, однако отношение объёмов банковских кредитов к ВВП в настоящее время остаётся на низких значениях – около 22 процентов.

Тут стоит вспомнить, что в 2007-2008 годах данный показатель доходил до 60 процентов. В целом действия Нацбанка в 2018 году в рамках политики инфляционного таргетирования были планомерными и рациональными.

При этом я ожидаю, что в следующем году Нацбанк продолжит ужесточать монетарную политику, повышая базовую ставку суммарно ещё на 0,5-0,75 процентного пункта, до 9,75-10,00, и будет её удерживать до конца года.

Вместе с тем по курсу тенге к доллару с высокой долей вероятности предполагаю, что в первой половине 2019 года он может пробить отметку в 400 тенге. Это связано с ожидаемым соизмеримым снижением стоимости курса рубля к доллару на фоне возобновления Банком России покупок валюты для Минфина РФ в рамках выполнения бюджетного правила.

Если сюда же наложить сценарий сохранения пессимистичного настроения на мировом рынке нефти, то усиливается уверенность в том, что во второй половине нового года курс USD/KZT будет колебаться не ниже отметки в 390 тенге.

Сейчас много разговоров об экономических циклах, есть прогноз международных финансовых институтов, что в 2019 году начнётся новый спад мировой экономики. Как сильно он может отразиться на экономике Казахстана?

– Начнём с того, что темпы роста мировой экономики являются прокси-показателем внешнего спроса на казахстанский экспорт. При этом экспорт занимает около 45 процентов от ВВП. По предварительным оценкам нашего центра, однопроцентное снижение темпов роста мировой экономики приводит к сокращению экспорта Казахстана на 0,6-0,9 процента в течение года.

Это, в свою очередь, позволяет посчитать, что с каждого "потерянного" процента в росте мировой экономики Казахстан будет недополучать как минимум до 0,4 процентного пункта в росте реального ВВП, и это не учитывая других негативных последствий со стороны внутренней экономики, способных возникнуть на фоне падения экспорта.

Поэтому можно говорить о довольно тесной зависимости экономического роста в Казахстане от общемировой экономической активности.

Что происходило с торговым балансом Казахстана в 2018 году и каковы Ваши ожидания на 2019 год? Как изменения в экспорте и импорте влияли на валютный курс в уходящем году?

– Рост нефтяных котировок и наращивание производства энергоносителей в Казахстане оказали существенную поддержку торговому балансу в 2018 году, который, по предварительной оценке Нацбанка, за девять месяцев увеличился на 66 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Это позволило заметно улучшиться всему текущему счёту.

Однако он всё ещё остаётся в зоне отрицательного сальдо на фоне увеличения выплат доходов прямым иностранным инвесторам. К слову, за январь-сентябрь 2018 года в виде дивидендов иностранным инвесторам было выплачено 16,3 миллиарда долларов, тогда как за весь 2017 год данный показатель составил 15,6 миллиарда долларов.

Именно тот факт, что текущий счёт платёжного баланса сохраняется отрицательным, даёт основание полагать о негативном влиянии фундаментальных факторов на курс тенге на протяжении всего 2018 года.

Прогнозы касательно торгового баланса на 2019 год сводятся к тому, что при сохранении средней цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель существенно ничего не поменяется по сравнению с 2018 годом.

При отсутствии существенных шоков на мировых рынках текущий счёт платёжного баланса Казахстана в новом году наконец-таки выйдет на слабоположительное сальдо. Но если нефтяные котировки будут сохраняться на уровне 50 долларов за баррель, то однозначно отрицательное сальдо текущего счёта вновь начнёт расширяться, как на фоне сокращения экспорта товаров.

Чего Вы ожидаете от состояния домохозяйств в Казахстане в 2019 году? Продолжит ли оно ухудшаться или есть шанс, что, наоборот, ситуация начнёт выправляться?

– Положение домашних хозяйств, если судить по экономическим индикаторам, уже сейчас выглядит позитивным. Реальные объёмы потребления и доходы данной институциональной единицы в Казахстане на протяжении 2018 года увеличивались. Это, в свою очередь, отражается и в социальных показателях домохозяйств.

В частности, за январь-сентябрь текущего года число родившихся детей в стране выросло на 1,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сопоставления, за девять месяцев 2017 года этот показатель упал на 6,2 процента.

В новом году в связи с ожидаемым замедлением экономического роста в Казахстане можно предположить незначительное сокращение темпов роста реальных доходов и потребления домашних хозяйств.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться