В Airport Management Group объяснили уход иностранных авиакомпаний

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
6803

В компании считают, что к этому привел ряд объективных причин.

В Airport Management Group объяснили уход иностранных авиакомпаний

В ТОО "Airport Management Group", управляющей рядом казахстанских аэропортов, напомнили об основных факторах, влияющих на выполнение/остановку рейсов по тем или иным маршрутам и направлениям для авиакомпаний. В частности, это показатели коммерческой загрузки и экономики перевозок (как прямое, так и косвенное влияние).

"В настоящее время международные воздушные перевозки в РК регулируются межправительственными соглашениями о воздушном сообщении между Казахстаном и другими государствами. Помимо межправительственных соглашений, взаимоотношения между назначенными перевозчиками также регулируются интерлайн-соглашениями. Данные правовые рамки охватывают такие важные параметры, как перечень пунктов назначения, паритет частот и провозных емкостей, блок-места, величина полного годового тарифа экономического класса (во избежание демпинга и недобросовестной конкуренции)", - сообщили в компании.

При этом казахстанские перевозчики, выполняющие международные полеты, имеют перед иностранными авиакомпаниями ряд преференций: самостоятельная поставка авиатоплива и самостоятельное наземное обслуживание - обслуживание пассажиров, услуга встречи-выпуска, противообледенительная обработка воздушных судов.

"Также необходимо отметить, что отечественные авиакомпании имеют преимущество при распределении вырабатываемого в стране дефицитного авиатоплива. При этом доля аэропортовых услуг в себестоимости авиабилетов составляет порядка 6-15%, а стоимость авиатоплива – до 35% (в зависимости от типа воздушного судна, загрузки и маршрута). Все эти факторы влияют на экономику перевозок в условиях конкурентной борьбы за казахстанского пассажира на международных направлениях. К примеру, коммерческая загрузка авиакомпаний, озвученных на пресс-конференции г-ном Карамалаковым, в период 2016-2017 годы была недостаточной для продолжения операций, и решение о прекращении/сокращении частот принималось авиакомпаниями значительно раньше изменения уровня тарифов казахстанских аэропортов", - сообщили в компании.

В ТОО "Airport Management Group" отметили, что тарифы по регулируемым услугам большинства аэропортов были утверждены в 2003-2004 годах и не менялись на протяжении предыдущих 13-14 лет.

"Многие услуги казахстанских аэропортов находились не только ниже уровня безубыточности, но и ниже прямых денежных затрат. Более того, авиакомпании (как казахстанские, так и иностранные) получили значительные скидки на аэропортовые услуги после перехода монетарных властей на инфляционное таргетирование в сентябре 2015 года, поскольку тарифы были номинированы в национальной валюте, в том числе и для иностранных перевозчиков. Также необходимо отметить и тот факт, что использование ИАТА относительных величин для подчеркивания значительного роста тарифов казахстанских аэропортов, не полностью раскрывает ситуацию. Для полного понимания следует использовать абсолютные величины. К примеру, увеличение аэропортом Астаны тарифа по авиационной безопасности на 100% (с 360 тенге за 1 тонну максимальной взлетной массы до 720,5 тенге) фактически увеличивает расходы авиакомпаний на 27,7 тысяч тенге за 1 рейс при использовании воздушного судна типа А-320 с массой 77 тонн или менее 200 тенге на одного пассажира", - отмечают в компании.

Согласно данным европейского подразделения Международного совета аэропортов (АCI), большая часть аэропортов вышли из положения естественных монополий и действуют на международных и внутренних рынках в разной степени либерализации. В отдельных аэропортах регулирование тарифов аэропортовых услуг производится только в части контроля затрат. В аэропорту Цюриха государственное регулирование тарифов не осуществляется, также как и в Турции, где государственный орган, регулировавший тарифы, был упразднен, а тарифы устанавливаются посредством сравнения цен региона и конкурентов.

Исключение аэропортовых услуг из сферы естественных монополий в части обслуживания международных направлений принято в 2017 году в установленном законодательством порядке с привлечением национальной палаты предпринимателей "Атамекен" и при участии субъектов рынка - как аэропортов, так и авиакомпаний.

Ранее сообщалось, что представители IATA назвали беспределом ситуацию с тарифами аэропортов.

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться