В Астане создали атмосферу парижской богемы

11254

"Paris, Paris…": выставка Анри де Тулуз-Лотрека открылась в галерее ForteBank Kulanshi ArtSpace.  

В Астане создали атмосферу парижской богемы   Фото: Ксения Татаринова

Анри де Тулуз-Лотрек - знаменитый художник-постимпрессионист, мастер графики и рекламного плаката, один из самых трагических героев "прекрасной эпохи". Аристократ, потомок крестоносцев, и обитатель парижского "дна", завсегдатай ночных заведений. С детства изнуренный болезнями калека, и при этом великий труженик, титанический пьяница, гурман и изобретатель коктейля "Землетрясение". Лотрек дружил с кокотками, танцовщицами, актерами, циркачами - и оставил потомкам потрясающую галерею их образов. Говоря словами биографа Лотрека Анри Перрюшо: "Монмартр для него был не только декорацией, на ее фоне он умел видеть людей в их обнаженной сути". 

Несмотря на столь короткую и яростную жизнь, художественное наследие Тулуз-Лотрека считается одним из самых богатых. Полный каталог его работ, изданный в 1971году, составил шесть томов: в нём перечислено 737 картин, 275 акварелей, 369 гравюр, включая афиши и рекламные плакаты, а также около 5000 рисунков. 

В галерее ForteBank Kulanshi ArtSpace выставлены 52 литографии из частных европейских коллекций: плакаты, афиши, портреты, журнальные и книжные иллюстрации. Большинство листов выполнены в знаменитой парижской мастерской "Imprimerie Mourlot", основанной в 1852 году. С этим ателье в свое время сотрудничали Пикассо, Матисс, Шагал. В середине ХХ века печатник Фернан Мурло выпустил серию "Les Affiches de Toulouse-Lautrec" для коллекционеров, эти литографии и составляют основу экспозиции.  

Собрание литографий предоставлено Арт-центром в Перинных рядах (Санкт-Петербург).  

"Эта выставка не объединена одной темой, здесь представлены сразу несколько серий: это и "цирковая" серия, и звезды Монмартра, и знаменитые литографии из серии "Они". Пожалуйста, обратите внимание на информационное сопровождение выставки – мне кажется, оно поможет вам лучше прочувствовать атмосферу той самой "прекрасной эпохи", в которой жил и работал Анри Тулуз-Лотрек", - посоветовала представитель арт-центра, куратор выставочного пространства "Арт Банк" Ангелина Рубан.  

В самом деле, эту выставку стоит не только разглядывать, но и внимательно читать: очень подробные пояснения к экспонатам,  биографии запечатленных Лотреком звезд Монмартра: танцовщиц Ла Гулю и Джейн Авриль, певицы Иветт Гильбер, клоунессы Ша-Ю-Као и других.  

"Информационное сопровождение" выставки разработано петербуржцами, а оформление - центром современного искусства "Куланши". Кураторы решили создать в Астане феерическую атмосферу театрально-кабаретного Парижа конца XIX века - и не пожалели эффектов. Выставочное пространство разгородили "улицами" с фасадами старого Парижа, соорудили небольшую копию знаменитой красной мельницы с кабаре "Мулен Руж", подвесили к "небу" картонные фигуры этуалей Монмартра. На открытие пригласили артистов: солистку театра "Астана Опера" Татьяну Вицинскую, которая в образе Кармен спела сегидилью и хабанеру из оперы Бизе в сопровождении духового квинтета "Квиконте".  

Словом, сплошной Монмартр. И даже сам Тулуз-Лотрек здесь - вернее, два Лотрека: два картонных "образа автора" притаились в разных концах выставочного зала. 

"Мы решили,  что у нас будет два художника: один – скромный, сидит у себя мастерской и работает. Другой – пижон, богемный персонаж, каким его знала публика. Мы пытались показать двойственность его личности", - объяснила председатель кураторского совета центра современного искусства "Куланши" Лейла Махат. - Тулуз-Лотрек – персонаж абсолютно неоднозначный. Мы хотели показать, что он не только эпатажный богемный персонаж, но и невероятный труженик. Из-за физических недостатков многие люди ломаются, а Тулуз-Лотрек за короткий срок его продуктивной деятельности успел очень много. Он умудрился сделать так, что весь Париж был наводнен его плакатами, про него говорили. Благодаря ему, например, танцовщица Ла Гулю проснулась знаменитой". 

По мнению куратора, выставка "Paris, Paris…" может много дать зрителю, независимо от его уровня подготовленности.  

"Может быть, это своего рода ликбез. Непопулярность гравюры на всем постсоветском пространстве немного обижает творцов, потому что печатная графика – это, на самом деле, очень сложный вид искусства, требующий больших усилий. У нас об этом знают мало. Например, когда спрашивают, "оригиналы это или копии" - этот вопрос  прямо-таки выбивает почву из-под ног у профессионалов. И у нас здесь даже на специальном мольберте выставлена информация о том, что такое литография и что она не имеет никакого отношения к ксероксу", - пояснила куратор. 

Манеру галереи ForteBank Kulanshi ArtSpace можно назвать эксцентричной и, как это теперь называется, иммерсивной: когда выставка превращается в хэппенинг "с эффектом погружения". 

"Для каждой выставки мы делаем свою инсталляцию, но именно в этом проекте у нас была сложная задача: взять открытое пространство в 1,5 тысячи квадратных метров и придать ему "монмартрность" и будуарность было непросто, - призналась Лейла Махат. - Именно в эти дни галерее исполняется год. Если вспомнить выставки, которые мы делали – здесь были  представлены монументальные образы классиков изобразительного искусства, здесь летали под облаками балерины, паслись серебряные лошади… Вчера здесь была выставка казахстанского современного искусства, сегодня здесь XIX век, Париж. Мне кажется, что нам удается удержать интерес публики именно благодаря тому, что наши проекты разительно отличаются друг от друга". 

Отметим, выставка продлится два месяца, до 25 ноября. Вход, как обычно в этой галерее, свободный.  

Организаторы объявили конкурс на "самое креативное фото или видео в пространстве выставки". Главный приз – поездка в Париж на двоих на Рождество.  

Ксения Татаринова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться