В ажиотаже вокруг угля виновата погода

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
9688

Уголь в Казахстане есть, но нельзя его съесть.

В ажиотаже вокруг угля виновата погода

Начало отопительного сезона в этом году запомнится казахстанцам двумя парадоксами – дефицитом в нефтяной стране бензина и проблемами с покупкой угля. Если дефицит бензина связан с многолетними попытками модернизировать нефтеперерабатывающие заводы (и вот-вот, через год-другой модернизация завершится), то труднодоступность угля на нужды населения объяснить сложно. Казахстан является одним из крупнейших экспортеров угля в регионе.

Вторую неделю власти заявляют о наличии достаточных объемов угля на складах для последующей продажи населению. Однако в Караганде и Астане наблюдается ажиотаж с покупкой угля с середины сентября, и, как отмечают в Минэнерго, связано это с ранним похолоданием в северных регионах. По данным ведомства, поставки угля населению и на коммунально-бытовые нужды за девять месяцев этого года превысили прошлогодние объемы на 1,5 миллиона тонн и составили восемь миллионов тонн. Всего за январь-сентябрь 2017 года на внутренний рынок поставлено 55,8 миллиона тонн угля, из них 40,5 миллиона тонн отгружено энергопроизводящими предприятиями (за девять месяцев 2016 года – 34,5 миллиона тонн).

"Везде очереди в связи с тем, что был такой спрос. На сегодняшний день уголь не находится в дороге – он на топливных складах субъектов, продающих уголь. В Астане, например, есть железнодорожные тупики – ТОО "Север Энерго Снаб Уголь" (несколько тупиков). В Караганде есть ТОО "Казферит", ТОО "КазТрансУголь", в Алматы несколько индивидуальных предпринимателей. Их посетили наши сотрудники, которые сказали, что уголь есть", – заверил журналистов председатель комитета атомного и энергетического надзора и контроля Минэнерго Сунгат Есимханов на брифинге в службе центральных коммуникаций.

На сегодняшнем заседании правительства аким Карагандинской области Ерлан Кошанов заверил премьер-министра, что в регионе увеличат отгрузку угля, и ажиотаж спадет в течение недели. 

"Уголь завезен в полном объеме, ажиотаж сохраняется по обеспечению углем населения области. Резкое понижение температуры стало причиной этого ажиотажа. Заранее люди не закупают, потому что уголь теряет качество, разлагается, есть опасность самовозгорания. Мы сделали анализ, ежегодно в течение октября закупали уголь, в этом году 27 сентября начался отопительный сезон", – сказал г-н Кошанов. 

"Учитывая высокий спрос, приняты дополнительные меры по увеличению отгрузки угля для населения. В течение недели мы думаем снять ажиотаж и выправить ситуацию", – добавил глава Карагандинской области.

По словам акима Астаны Асета Исекешева, в городе наблюдается повышенный спрос на шубаркульский уголь.

"За десять дней продана октябрьская норма шубаркульского угля, спрос вырос в три раза. Сейчас наращиваются объемы поставок шубаркульского угля. Завтра зайдет пять тысяч тонн, думаю, что вопрос будет снят. Спрос начался с начала октября, и субъектам рынка необходимо было менять график поставок", – констатировал г-н Исекешев.

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев напомнил акимам и ответственным ведомствам о недавних докладах, в которых они заявляли о стопроцентной готовности к отопительному сезону. Однако на деле получилось иначе. Глава правительства поручил своему заместителю проконтролировать доступность угля для населения.

"Это есть ответственность или безответственность руководителей, которые отвечают за отопительный период. Аскар Узакпаевич (первый заместитель премьер-министра Аскар Мамин. – Прим. авт.), возьмите на контроль", – сказал Бакытжан Сагинтаев.

В Казахстане ищут виновных в дефиците угля и не могут найти

Посредники, занимающиеся продажей угля населению, жалуются на отсуствие свободных железнодорожных вагонов для перевозки товара в регионы. В Минэнерго подтверждают, что действительно ежегодно в период отопительного сезона угледобывающие компании сталкиваются с проблемой несвоевременного предоставления вагонов под погрузку угля. Но, по словам Сунгата Есимханова, в этом году такая ситуация не должна повториться.

"В прошлом году в связи с ограничением по вагонам была проблема по соблюдению нормативного запаса на складах. С весны было поручение правительства, мы совместно с "КТЖ" этот вопрос держали на контроле. Большинство вагонов, не только принадлежащие "КТЖ", но и частного парка, которые работали в прошлом году в Российской Федерации из-за более высоких тарифов на перевозку, возвращены. Поэтому на сегодня угля на станциях запасено на 1,5 миллиона тонн больше, чем в прошлом году", – отметил он в ходе брифинга.

Крупнейший участник рынка железнодорожных перевозок – АО "КТЖ – Грузовые перевозки" заявляет обратное. По словам исполнительного директора по грузовой работе АО "КТЖ – Грузовые перевозки" Сарсебека Джапарова, компания поставляет вагоны по заявкам в полной мере.

"По заявкам количество мы обязаны обеспечить, и мы обеспечиваем необходимое количество. А куда отправитель будет грузить, мы не можем указывать", – заверил он в интервью abctv.kz.

По его мнению, проблемы с покупкой угля у населения создаются посредниками искусственно.

"Ситуация создается специально посредниками, чтобы повысить цену. Это каждый год происходит. Нет бы запастись летом, забить топливные склады, а потом продавать. Трейдеры на момент ажиотажа, ссылаясь на то, что вагонов не хватает, продают уголь населению таким способом", – отметил Сарсебек Джапаров.

Уголь дорожает на спекуляциях?

По анализу министерства национальной экономики, поставки угля от недропользователей до коммунально-бытовых потребителей проходят через множество посредников, что увеличивает стоимость угля для конечных покупателей в два-три раза. На данный момент в Астане, согласно данным Минэнерго, максимальная стоимость шубаркульского угля достигает 14000 тенге. Для сравнения, в 2016 году цена на данный вид угля у некоторых реализаторов составляла 12000 тенге.

По данным АО "КТЖ – Грузовые перевозки", доля транспортной составляющей в цене угля в текущем году увеличилась в среднем на 4% по сравнению с прошлым годом. Доля транспортных расходов в конечной стоимости угля будет расти и в 2018 году, предупреждают в компании.

"В связи с ожидаемым ростом цен на оперирование в 2018 году АО "КТЖ – Грузовые перевозки" предлагает заключать долгосрочные контракты с текущей фиксированной ценой и объемами услуг в кратчайшие сроки", – говорится в сообщении АО "КТЖ – Грузовые перевозки".

В Минэнерго также предоставили разбивку цен на каменный уголь по некоторым регионам. В частности, на угольных складах Южно-Казахстанской области по состоянию на 5 октября имеется достаточный объем угля. К примеру, запасы угля в Кентау составляют 37000 тонн, в Туркестане – 5000 тонн. Стоимость угля в ЮКО: шубаркульский – 12500 тенге , майкубенский – 8500 тенге.

В Караганде цена за тонну составляет от 6000 тенге (сарыадырский уголь) до 11000 тенге (шубаркульский уголь). В Астане на двух угольных складах максимальная цена – 14000 тенге на шубаркольский уголь (майкубенский уголь – 8500 тенге). В Алматы цена за тонну – от 15000 тенге (уголь месторождения Каражыра) до 23000 тенге (шубаркульский уголь).

Отметим, после отмены ночных тарифов на электрическую тепловую энергию в июле 2017 года уголь остается самым дешевым способом для отапливания частных домов в негазифицированных регионах страны. До 24 июля 2017 года ночные тарифы на электрическую энергию для населения, которое установило у себя в домах счетчики двухзонной системы учета (дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток, с 23:00 до 07:00), составляли 3,62 тенге за киловатт-час с учетом НДС, тогда как дневной тариф оплачивался по 16,61 тенге за киловатт-час (с НДС). Дизельное топливо, которое также используется населением, подорожало с 99 до 170 тенге за литр сейчас (зимнее ДТ), после отмены госрегулирования цен.

Куралай Абылгазина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться