В джазе не только девушки

Лето в Павлодаре началось с международного джазового фестиваля, где специальным гостем стала американская восходящая звезда Шола Адиза-Фаррар.

04 Июня 2018 12:26 Автор: Марина Попова
В джазе не только девушки, Музыка, джаз, Культура, Шола Адиза-Фаррар, Фестиваль
Фото: Кира Шейкина

Второй год подряд любители джаза приезжают в город на Иртыше, чтобы других послушать и себя показать. В этом году фестиваль несколько поменял формат, уложившись в два дня вместо трех. Первый традиционно прошел в концертном зале, а второй – на набережной Иртыша, собрав более пяти тысячей зрителей. Кстати, музыка на свежем воздухе, именуемая форматом open air, должна была свидетельствовать о том, что павлодарцы в тренде. «Палитра джаза – 2018» собрала не только местные коллективы, но и ближнего зарубежья – народный эстрадный оркестр Ордынского дома культуры Новосибирской области и джазовый ансамбль Алтайского краевого колледжа культуры и искусств. И, конечно, зрителей, как всегда, приятно удивили новыми работами хозяева фестиваля – Павлодарский джазовый оркестр под управлением деятеля культуры РК Виктора Шейкина.

Теперь о специальном госте. Санкт-петербургский джазовый пианист и продюсер Алексей Черемисов, ставший уже хорошим другом фестиваля, опять же, по сложившейся традиции привез джазовую звезду с мировым именем. В прошлом году это была Деборе Девис, в этом – Шола Адиза-Фаррар.

Алексей Черемизов поделился с abctv.kz впечатлениями о фестивале:

«Я считаю саму идею замечательной. Думаю, для Казахстана фестивали, неважно какие, не рядовое явление. В прошлом году в Астане проходил фестиваль, приуроченный к Экспо, с большими именами, но на самом деле это была просто серия концертов. А именно фестиваль, который связует между собой музыкантов из разных городов, стран, – это и есть задача данного мероприятия. Я бы сказал, это фантастика!»

Отвечая на вопрос, что для него в данном проекте больше – души или коммерции, Алексей Черемисов отметил, что это его образ жизни.

«Думаю, от культуры, духовного состояния многое зависит в нашей жизни. Что касается денег, это просто система взаимоотношений, от которой не уйдешь. Но все же главная цель – это шоу, которое происходит на сцене, а деньги – это средство», – отметил он.

Главный координатор джазового искусства Кира Шейкина поделилась с abctv.kz новыми тенденциями в джазе:

«Конечно, у нас он прежде всего прирастает собственной богатой этнической культурой. И культура казахов изначально импровизационного свойства. Это то, что отвечает эстетике джаза. Поэтому на почве казахской земли джаз прижился очень быстро и легко. Для наших музыкантов и слушателей восприятие инструментальных традиций близко. Поэтому в нашем павлодарском оркестре мы сейчас много используем совместных проектов с этническими группами – это использование нового инструментария, в том числе кобыза, домбры, и прочее. У нас в Казахстане проводилось несколько фестивалей этно-джаза, это модное сегодня направление, и мы стараемся от этого не отставать».

«У вас музыку сначала слушают, а только потом шквал эмоций»

Шола Адиза-Фаррар, ее называют принцессой джаза из Калифорнии, она очаровала публику во всем мире необычайной красотой своего голоса. Сегодня она восходящая звезда нового джаза. При этом она постоянно гастролирует по миру. Шола Адиза-Фаррар ответила на блиц-вопросы abctv.kz.

– Что Вас заставило из Америки, родины джаза, переехать в Париж?

– Я сама из Калифорнии. Но решила получить новый жизненный опыт. И выбор Парижа был естественен, потому что это наиболее старый город с точки зрения афроамериканского культурного слоя в Европе. Кроме того, Париж насчитывает довольно долгую историю пребывания джазовых звезд, они все стремились попасть в этот город.

– Есть отличие между американским и французским джазом?

– Не думаю, что слишком большое. Французские музыканты стараются обязательно побывать в Америке, так что они воспринимают этот опыт и в чем-то имитируют их стиль. Так что это близкие культуры.

– Вы уже выступали в нескольких городах Казахстана. Каким Вам показался местный зритель?

– Для меня это очень необычно. В других странах зритель более интерактивен. Здесь же, пока слушают, молчат, и только по окончании взрываются шквалом эмоций. Это тоже интересный опыт для меня. Свежо и необычно.

– Про зрителя все понятно, а как Вам зал?

– Я привыкла петь в небольших клубах, поэтому данная сцена и большой зал меня покорили. И это здорово!

– Одна из Ваших композиций прозвучала в американском сериале. Для Вас это значимо?

– Несомненно, это очень важно для меня, как поэта, я пишу слова к музыке. И тут, живя в Париже, написала оригинальный текст, который был замечен известным американским режиссером. Для меня это личное достижение.

– Как Ваша мама-писательница оценивает Ваше творчество?

– Мама очень гордится мною и очень рада за меня. Хотя у нас и творческая семья, но пою лишь я одна.

Марина Попова

Фото Киры Шейкиной

На фото Шола с Алексеем Черемисовым и с участниками фестиваля