В МСХ не отрицают российскую сборку комбайнов Claas, выпускаемых в СКО

10317

На инвестсубсидирование закупа сельхозтехники планируется выделить до 51 млрд тенге, что требует ужесточения контроля за исполнением обязательств по локализации таких производств.

В МСХ не отрицают российскую сборку комбайнов Claas, выпускаемых в СКО

В Министерстве сельского хозяйства (МСХ) Казахстана не опровергают российскую сборку зерноуборочных комбайнов Claas, выпускаемых в Северо-Казахстанской области (СКО). Такую позицию ведомства в комментарии abctv.kz представил руководитель Управления технического обеспечения Департамента производства и переработки растениеводческой продукции Минсельхоза Бахыт Ильясов в кулуарах форума машиностроителей.

"В Петропавловске Claas начал производство. Сейчас в пилотном режиме они 30 комбайнов собрали, уже даже реализовали аграриям. Полномасштабно они с 2019 года планируют открыть производство. Здесь было же озвучено – проблемы по специнвестконтрактам, по промышленной сборке – эти вопросы будут решаться. При этом Claas уже открыто совместное предприятие на базе петропавловского завода, и практически работа ведётся", – сказал он в разговоре с корреспондентом abctv.kz.

"Конечно, сейчас крупноузловая сборка идёт, вы понимаете, очень сложно, конечно, учитывая малую ёмкость нашего рынка, это производство, здесь заинтересовать их, чтобы они здесь своё производство открыли. Но, как сказал представитель Министерства по инвестициям и развитию (МИР), они же предпринимают ряд мер по налоговым, таможенным преференциям, плюс введение утильсбора. Это, конечно, заставляет задумываться всех производителей сельхозтехники об открытии производства", – ответил он, комментируя вопрос о том, действительно ли выпускаемые комбайны Claas на базе бывшего завода "Казхтехмаш" собираются в российском городе Краснодаре.

По информации Ильясова, немецкая компания ещё не заключила специальный инвестиционный контракт с МИРом. Продукция, собираемая в СКО, ещё не подпадает под различные налоговые льготы, и в частности освобождение от НДС. Компания представила пятилетнюю программу локализации, если вопрос с МИРом решится, то планируется открытие сборочного производства, отметил он. Напомним, ранее www.margin.kz опубликовал информацию о том, что в СКО якобы на базе завода "Казтехмаш", где ранее собирали финские комбайны Sampo, начали выпускать комбайны Claas, уже произведённые до этого в российском Краснодаре. Запуск сборочного завода анонсировался в этом году властями региона.

Его открыл дилер Claas в Казахстане, знает участник форума и консультант МСБ Медер Аматов. По его словам, в цех заезжают уже привезённые из РФ комбайны, которые заново собирают в Петропавловске, поменяв этикетку на знак "Сделано в Казахстане".

В Claas пообещали рассмотреть электронный запрос abctv.kz, однако ответ не был предоставлен в течение недели. Представитель "СТ-Агро", поставщика техники немецкой компании в Казахстане, не комментирует вопросы abctv.kz.

Не исключено, что к созданию местного производства Claas подтолкнули преференции и льготы со стороны государства. Туда входит освобождение от НДС в размере 12%, таможенных пошлин ЕАЭС на импортные комбайны в 5%. В июле 2019 года ожидается введение утильсбора в размере 10-20% на сельхозтехнику, и в случае местной сборки он будет возмещаться поставщикам.

Также на днях была запущена программа инвестсубсидирования закупа сельхозтехники, по которой покупатели отечественных комбайнов стоимостью до 45 млн тенге со средней производительностью могут получить возмещение до 25% от его стоимости (до 10 млн тенге); а дорогих уборочных машин стоимостью 90-100 млн тенге с высокой продуктивностью – до 23 млн тенге за единицу, рассказал участник рынка.

Кроме того, по данным Ильясова, акиматы областей могут возмещать до 10% затрат на покупаемые сельхозмашины при наличии бюджетов, согласно целевому приказу МСХ. К тому же летом был дан старт механизму субсидирования процентной ставки при покупке сельхозтехники, что может сделать её дешевле в лизинге ещё до 10%.

Более того, отечественные сборщики комбайнов имеют возможность участвовать в программе БРК-Лизинг на 3 млрд тенге, где фермеры могут подавать заявки по примеру льготного кредитования авто с возможным выделением дополнительных 3 млрд на следующий год. На этот вид финансирования закупа сельхозтехники может быть направлено до 30 млрд тенге в течение двух-трёх лет, заявил представитель МИРа Тимур Нурашев на профильной сессии по сельхозмашиностроению. Ежегодный рынок сельхозтехники в Казахстане составляет примерно 100 млрд тенге, посчитали в МСХ.

"На субсидирование процентной ставки – отдельная программа, выделяется порядка 20-21 млрд тенге. На инвестсубсидирование по факту 26 млрд уже выделено. При этом сейчас министерством планируется решить вопрос дополнительного выделения 25 млрд тенге на инвестиционное субсидирование приобретения сельхозтехники", – рассказал Ильясов abctv.kz.

Поправки по утильсбору вводятся в этом году, вступят в силу с 1 июля 2019 года, рассказал в комментарии заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИРа Тимур Нурашев.

"Соглашение о промсборке – эта норма сидит в законодательстве. Заключаться она будет с теми производителями, которые будут соответствовать основным критериям. Этими критериями как раз-таки будет являться выполнение необходимых техопераций в рамках производства сельхозтехники. Это как проект пока идёт – уровень локализации, мы прямо уровень локализации не прописываем, а прописываем, допустим, что сварка, окраска, резка, гибка – для каждой техники свои индивидуальные особенности, это мы делаем совместно с бизнесом. Если какой-то производитель просто занимается прикручиванием колёс, естественно, с таким производителем заключаться соглашение не будет, соответственно, он не будет претендовать на предоставление каких-то мер государственной поддержки", – пояснил он.

В МИРе отходят от термина "локализация" и переходят на определение "технологичные операции" при замерах соответствия. Контролировать их исполнение будет экспертная комиссия или Национальная палата предпринимателей, вариант ещё не выбран. Реестра локализации ЕЭК по сельхозтехнике нет, он существует только для автотранспорта, объяснил Нурашев. Чиновник не уточнил по уровню локализации существующих сборок комбайнов в Казахстане – "Агромашхолдинга" в Костанае и завода "Ростсельмаш" в Кокшетау.

При этом представитель МИРа не в курсе, действительно ли есть вторичная сборка российских комбайнов Claas в СКО.

"Надо смотреть, так ли это на самом деле, во-первых. Если это действительно так, то конечно… Смотрите, один вопрос, когда просто идёт скрытый импорт, импортирует – мер господдержки он не получает, это обычный такой же импорт, как и всё остальное. Если он занимается производством, меры поддержки получает. Запретить бизнесу что-то делать мы не можем – это нормально. Там уже бизнес выбирает – если он хочет получить меры поддержки, то, соответственно, он должен работать реально, а не заниматься просто там прикручиванием колёс", – пояснил он.

Компании, не заключившие соглашение о промсборке, не будут получать льготу по НДС. Его смогут заключить только производители комбайнов, которые соответствуют требованиям по выполнению технологических операций и имеют представленный план по их локальному внедрению. Claas не выходил на переговоры с МИРом по заключению специального инвестиционного контракта, вопрос пока решается на уровне местных исполнительных органов, отметил Нурашев. Немецкая компания не получает никаких льгот и преференций, пока не заключит соглашение о промышленной сборке, заявил он в своём выступлении на форуме.

По информации чиновника, в первом полугодии в Казахстане было собрано 380 зерноуборочных комбайнов, казахстанское производство занимает примерно 30% рынка. Недавно принятые меры поддержки дадут эффект в следующем году, считает он. Между тем в ходе сессии по сельхозмашиностроению возникли сомнения, что Claas не воспользуется выгодами вторичной сборки в Казахстане.

"Вот он (Тимур Нурашев. – Ред.) сказал, например, что конкретно компания Claas не получает субсидий. Кто это проверял? Потому что я знаю, что они сидят в СЭЗ. А если СЭЗ, то освобождение от НДС. А если через ЕАЭС они проходят, то, получается, они не платят налоговых пошлин. А теперь ещё им деньги платить за то, чтобы они утилизировали? То есть дай-дай-дай – это двойная прибыль, мы увеличиваем только их прибыль. Если они говорят, что они занимаются казахстанским производством, я считаю, что это должно до уголовной статьи доходить, потому что они воруют не просто у кого-то конкретно. Они воруют из бюджета. Если они комбайны вот так привозят – надо разобраться с этим", – возмущается специалист по развитию бизнеса Медер Аматов, поднявший вопрос о том, насколько реальна отечественная сборка комбайнов Claas в СКО, на сессии по сельхозмашиностроению форума, представив фотографии в качестве доказательства того, что они сделаны в Краснодаре.

Он считает, что за сборочным производством в Казахстане должен быть реальный контроль.

"Они запустились как, знаете? Вот так, тихо, палец к губам прижав. Должны были ленточку разрезать – вот, казахстанское производство, я не понимаю, почему так. Начал разбираться. Я дошёл до того, у ребят спросил, это по слухам, скажу так сразу, но выясняется, что Claas через административный ресурс продавливает, чтобы наши производители зерновых должны были вынуждены покупать их машины. Это даже лобби не поворачивается язык сказать, это какой-то рэкет… А если разобраться, любая компания, которая говорит "у нас отвёрточная сборка", в конце концов выясняется, что это очковтирательство", – считает бизнес-консультант.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться