В октябре отгрузят первую партию экспортного бензина марки Аи-92

Казахстан начнёт реализовывать топливо в Средней Азии уже через месяц.

04 Сентября 2018 11:40 Автор: Марина Попова
В октябре отгрузят первую партию экспортного бензина марки Аи-92, Бензин, ГСМ, экспорт, КазМунайГаз, Газификация, Павлодарский НПЗ
Фото: kazakh-zerno.kz

«Согласно двухстороннему соглашению между Кыргызстаном и Казахстаном в октябре начнётся отгрузка первой партии бензина. На их рынке спрос очень подрос, потребление составляет порядка 70-80 тысяч тонн светлых нефтепродуктов в месяц, сегодня они готовы брать 50-60 тысяч тонн в месяц. Кроме того, экспорт планируется в республики Средней Азии, Афганистан. Это тот рынок, на который рассчитываем. Даже российские компании из-за разницы в цене готовы брать казахстанский бензин», – сказал журналистам в ходе павлодарской конференции «Нефтеперерабатывающая отрасль Казахстана. Итоги модернизации» управляющий директор по переработке нефти АО «НК «КазМунайГаз» Шухрат Данбай.

По мнению представителя компании, увеличение объёма переработки стало возможно в связи с модернизацией всех казахстанских заводов. Первым её прошёл Павлодарский НХЗ, где общая стоимость проекта превышает 212,3 млрд тенге. В сентябре планируется полностью завершить все работы, связанные с пуско-наладочными работами на Атырауском и Шымкенском заводах.

«Это даст долгожданный профицит выработки нефтепродуктов, страна будет полностью обеспечена продуктами собственного производства. Немного об итогах модернизации. Если мы сейчас потребляем порядка 4,1-4,2 миллиона тонн бензина, то будем производить порядка пяти миллионов тонн. Дизельного топлива Казахстан потребляет 4,6 миллиона тонн, три завода будут производить 5,2 миллиона тонн. Авиакеросин имеет сезонный характер, объём производства составит 850-900 тысяч тонн. Есть большая программа перехода с топлива марки РТ и ТС на Jet A. Это будет в 2020 году. Можно поставить точку в скандалах вокруг дефицита бензина. Его больше не будет. Что касается цен на бензин марок Аи-92 и 95, то предложения превышают спрос, и вы видите цены на заправке – 150-155 тенге. Наступает новая эпоха в области нефтепереработки. Мы выходим на новые рынки. Где в мире найдёте ещё такую цену?» – резюмировал Шухрат Данбай.

Остановился Шухрат Данбай и на проекте газифицирования городов Астаны и Караганды, которая активно ведётся.

«Это как метро, построили две-три станции, а там и дальше пойдёт развитие. Все почему-то не рассматривают газификацию Павлодарской, Восточно-Казахстанской областей, но я уверен, когда будет труба, к ней все подключатся», – пояснил он.

Павлодарский НПЗ будет продолжать перерабатывать российскую нефть. Вариант перехода на казахстанскую, который неоднократно поднимался, на сегодня не рассматривается. Как сообщил управляющий, договор с российской стороной подписан до 2023 года. Идут переговоры продлить его ещё на 10 лет. Что касается качества поставляемой нефти, то российская сторона гарантирует минимальное количество серы в поставляемой нефти.

Был задан вопрос и по строительству четвёртого НПЗ. Шухрат Данбай сообщил, что ведётся техническое обоснование, продолжаются маркетинговые исследования.

«Мы будем готовы объявить об этом в середине сентября. Компания Boston Consulting Group, с которой работаем по четвёртому НПЗ, делала прогноз по потреблению производства нефтепродуктов до 2050 года. Опираясь на эти цифры, хочу сказать, что они сделали глубокий анализ по переходам на электромобили, газ, альтернативное топливо, резкого скачка потребления нефтепродуктов не ожидается. Некоторые говорят, что эра нефтепродуктов закончилась, это не так. Как была нефть основой, так и останется», – резюмировал он.

Марина Попова