В Казахстане есть собственные Джобсы

5921

Электронный шеф-повар, карманный букинист, анонимная женская соцсеть–молодые казахстанцы создали 37 успешных IT-продуктов.

В Казахстане есть собственные Джобсы Фото: voxpopuli.kz

Уникальная возможность познакомиться со Стивами Джобсами и Марками Цукербергами made in Kazakhstan была предоставлена студентам и всем желающим, пришедшим на конференцию TEDx в Казахском национальном университете им. аль-Фараби.

Спикерами конференции выступили Арман Сулейменов– основатель летней стартап-школы "The summer startup school: от идеи до оригинального iPhone приложения за 8 недель", создатель курса "Искусство стартапа: от идеи до реализации за 4 недели", CEO стартап-студии Zero to one labs, выпускник Принстона, Асхат Абжанов–управляющийдиректор Казахстанскойассоциациимолодых предпринимателей и генеральный директор Wake up promotion, Рамиль Мухоряпов– директор холдинга Choco Family, Аблай Юсупов – основательшколы предпринимательства Upgrade school.

От боев Головкина до ужина со свекровью

Арман Сулейменов – личность, широко известная в кругах IT-мастодонтов. Пожалуй, о жизниказахстанца, который на этой неделе вновь уезжает для работы в Кремниевую долину, в недалеком будущем будет написана отдельная книга. Ну а пока Арман вместе с командой таких же креативных молодых людей дарит соотечественникам возможность быть причастными к современным технологиям.

"В скором времени разработанные нами технологии будут обманывать ваш вестибулярныйаппарати вам будетказаться,что вы находитесь в Мэдисон сквергарден и наблюдаете за боем Головкина. Слева от вас жуют попкорн, справа – комментаторыобсуждают бой, а прямо на вас летят брызги кровисоперника GGG", – рисовал картины завтрашнего дня Арман Сулейменов.

В лаборатории Сулейменова создаются онлайн-медиапродукты, многие из которых казахстанцы уже успели оценить. Так, например, всего за три месяца после запуска приложение "Келiн" скачали почти 140 тысяч пользователей.

"Это приложение для невесток, созданное участницей нашей команды – 19-летней Дидар, начиналось как детская шалость. Сегодня это абсолютный лидер в казахстанском Аpp store (магазин приложений для мобильных устройств и компьютеров, –прим. авт.). Анонимная социальная сеть для казахстанских келинок содержит более 110 тысяч секретов – от соответствия запросам мужа и свекрови до советов по воспитанию детей и уходу за собой. Приложение, кстати, пользующееся популярностью и у мужчин, имеет все шансы стать серьезным инструментом поддержки для молодых казахстанских семей во всех областях", – рассказал Арман Сулейменов.

Вы можетеследовать привычкам успешных людей – Мураками, Одри Хепберн, Уоррена Баффета– и создавать свой собственный режим дня через приложение Being Beethoven. Приложение Zero Willpower создано специально для блокировки сайтов, отвлекающих вас. Каждый раз, когда у вас появляется соблазн открыть Facebook или новостную ленту с очередным негативным сообщением, вы просто не сможете этого сделать.

"Приложение Bulbul содержит тексты песен казахстанских исполнителей. Kinza поможет вам приготовить массу блюд из того, что есть в холодильнике. Через Kitapp можно продать и купить подержанные книги. А Syntle предлагает вам самый легкий способ изучения синтаксисаязыков программирования с помощью флэш-карточек. В общей сложности мы создали 37 приложений для бизнеса, образования, образа жизни, развлечений, спорта и других категорий", – поделился успехами с участниками конференции Арман.

Кстати, как авторитетно заявил молодой казахстанский Стив Джобс, самые успешныепо количеству скачиваний отечественные приложения были созданы женщинами – коллегами Армана Сулейменова. При этом эксперт отметил, что создавать новый продукт всегда сложно, причем одинаково сложно для локального и международного рынка.

Любовные письма, летняя школа и продажи

Впрочем, все эти сложности команда Армана Сулейменова не только преодолевает, но и учит этому желающих со всего мира.

"Мы решили открыть школу стартапа, потому что поняли: если будем работать так, как работали до этого– независимо, то будем создавать 5-6 продуктов в год. Если будем обучать созданию IT-продуктов других и параллельно работать сними, тосможем мультиплицировать эффект. Первымнашим шагом стал запусклетней школы. В течение мая к нам поступило 352 анкеты, самому младшему заявителю было 10 лет, самому старшему – 58. Больше всего заявок поступило с физматов вузов. География заявок – от Казахстана до Австралии. В итоге мы отобрали 45 человеки за 8 недель вместе со слушателями разработали оригинальные приложения", – рассказал Арман.

В летней школе обучали трем вещам – программированию, дизайну и маркетингу.

"И если с первым направлением все понятно, то акцент на дизайне мы сделали, поскольку в Советском Союзе этому вопросу не уделялось внимание. Страна отправляла людей в космос, но ездила на уродливых автомобилях. Мы же уверены: продукт должен быть не толькохорош с технической, функциональной точки зрения, но и выглядеть так,чтобыпользователиотправляли нам любовные письма, – уверен Арман Сулейменов. – Не менее важны и продажи. По образованию я инженер,и раньше мне казалось: создашь продукт – илюди сами к тебе придут. Но такого никогда не происходит. И к вам, когда вы запускаетесь, приходит ровно трипользователя–вашамама,которая поддерживает все ваши начинания, ваш друг, которого вы просите, и вы сами. Поэтому так важен маркетинг. Перед участниками школы была поставлена задача – за неделю с момента создания на их продукт должны были подписаться не менее тысячи пользователей. К счастью, все наши слушатели превысили этот показатель", – с гордостью отметил Арман.

Объективности ради создатель IT-продуктов уточнил, что ни один из Аpp-овеще не является бизнесом. И дело не только в отсутствии инвесторов, тем более, что молодые авторы намерены решить это вопрос, монетизировав свои продукты.

"По итогам работы летней школы мы составили список ошибок. По возвращении ребят в университет многиесозданные ими продукты "умирают" – начинается учеба, влюбленности и прочее. Наша школа в следующем году не будет предусматривать совмещение школы, университета, работы с обучением у нас. Мы хотим собрать 100 лучшихкоманд со всей республики и пройти всеэтапы– отидеи продукта до его реализации. Этому будет посвящен целый год, – сообщил Арман Сулейменов и призвал молодежь создавать не только локальные проекты, но и международные. – Чтобы у нас были Головкины в области информационных технологий. Поэтому мы намерены создать 100 продуктов и подготовить тысячу инженеров".

Сервис важнее маркетинга

Другой участник конференции – известный предприниматель, основатель холдинга Choco Family Рамиль Мухоряпов – посвятил аудиторию в некоторые тонкости становления своего бизнеса.

"Пока ваши сверстники в этот выходной день гуляют, вы пришли сюда и занимаетесь саморазвитием. Со временем это даст большие плоды – вы станете не на 10-20 процентов круче своих ровесников, а кратно круче, – начал свой спич создатель сервиса услуг. – Что касается нашей компании, то в текущем году общий оборот товаров и услуг на нашем сайте составил 25 миллионов долларов по новому курсу. Ежедневно на сайте делается около 6 тысяч покупок – или одна покупка каждые 24 секунды. В год это порядка 1,5 – 2 миллионов покупок. Примечательно, что из зарегистрированных у нас 900 тысяч человек покупки совершают только 227 тысяч. То есть нам есть куда расти".

Согласно исследованиям компании, 70% казахстанцев довольны сервисом и готовы рекомендовать его другим.

"Так было не всегда. Порой у нас опускались руки, потому что сервис – это очень дорого, очень долго и не всегда справедливо. Тем не менее, мы приняли решение делать возвраты денег людям, которые остались недовольны полученной услугой или товаром. Несколько лет нам пришлось проводитьэту политику, чтобы в какой-томомент мы, наконец, почувствовали, что это приносит результат", – рассказал Рамиль Мухоряпов.

На первых порах уровень возврата средств составлялдо 3%, сейчас – 0,1%. Повлияло ужесточение условий по постановке акций партнеровна сайт. Сегодня это трехступенчатый контроль – юридический, на уровне продаж и контроль качества.

"Лучшим доказательством того, что мы выбрали верную стратегию, служат эти цифры: одинпользователь нашего сервиса делает на Chocolife.me две покупки в год. А человек, который получил возврат, за это же времясовершает семь покупок. То есть сервис становится круче маркетинга. И если у вас со временем месячный бюджет на маркетинг будет равен миллиону тенге, подумайте над тем, чтобы часть этого бюджета – половину, может, 60 или даже 100 процентов, перевести в сервис. То есть потратьте эти деньги не на рекламу, а на компенсации и подарки клиентам. Так вы сделаете существующих заказчиков довольными и обеспечите их возврат к вашим услугам или продукции", – делился рецептами успеха бизнесмен.

Однако почивать на лаврах компания не собирается.

"Наш директор по маркетингу сейчас находится в Польше – бежит полумарафон. После его рассказа о том, как его встретили в банке, вежливо усадили за стол, обслужили на высочайшем уровне, а в довершение всего менеджер проводил нашего коллегу до двери, я понимаю, как нам еще далеко до европейского уровня. Но мы развиваемся и готовы делать еще больше казахстанцев счастливыми", – резюмировал Рамиль Мухоряпов.   

Адель Нуреева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться