Вагон раздора

В регионах Казахстана проходят срочные совещания по перебоям с зерновозами, которые в прошлом году привели к коллапсу перевозчиков и грузоотправителей.

25 Августа 2018 10:30 Автор: Мира Бахытова
Вагон раздора, вагоны, зерновозы, Перевозки, НПП «Атамекен», Зерновые, мука
Фото: Мира Бахытова

В Шымкентском филиале НПП «Атамекен» прошло совещание с руководством АО «НК «КТЖ» и грузовладельцами зерна и муки по вопросам организации перевозки зерна нового урожая. Подобное совещание состоялось также в Кустанайской области и запланировано в Акмолинской и Северно-Казахстанской. Цель встреч сгладить сезонные колебания в перевозках, которые, напомним, в прошлом году привели к остановке большинства мукомольных предприятия Южно-Казахстанской области.

На сегодняшний день уборка зерновых ведётся в Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Кызылординской областях. В Жамбыльской и Туркестанской почти закончена, на 95,2 и 95,6% соответственно. Стоимость пшеницы третьего класса в этом году возросла на 13 тыс тенге в сравнении с прошлым годом и составила 48-49 тысяч тенге за тонну. Валовый сбор прогнозируется в объеме 20 млн тонн. Экспортный потенциал прогнозируется в размере 8 млн тонн. Общий объем хранения зерна в республике Казахстан составляет 26 млн тонн. Данного объема мощности достаточно для прогнозирования объема урожая с учетом остатков прошлых лет.

«За 7 месяцев 2018 года погружено зерна 6,7 млн тонн, что на 45% превышает показатель 2017 года. В том числе на Казахстан 1.9 млн тонн, экспорт 4,3 млн тонн – это 157% к прошлому году. Мука и продукты перемола 1,9 млн тонн. В том числе на Казахстан 0,5 млн тонн и на экспорт 1,4 млн тонн. Экспорт зерна и муки на 2017-2018 маркетинговый год составит 7,3 млн тонн зерна и муки. Во всех направлениях произошло увеличение погрузки кроме Киргизии, там минус 29%», – сообщил заместитель генерального директора по транспортной деятельности АО «КТЖ – грузовые перевозки» Мухтар Жамбулов.

В направлении России и через Россию отправлено 76%, Грузия и Азербайджан более 200%, Белоруссия, Украина, страны Балтии – рост экспорта составил на 31% (проценты с учетом сравнения с годом ранее, – авт.). Страны Центральной Азии, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан на 46%, Иран на 150%, Афганистан на 38%, Китай на 61%. Открытие паромного комплекса «Курык» и открытие ж/д линии позволило увеличить грузопоток в данном направлении, в том числе в Турцию и Италию.

Что касается структуры экспорта муки – в Афганистан идёт 55%, в Центральную Азию 44%. В том числе Таджикистан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия. Перевозчики подробно остановились на проблемных направлениях, где постоянно происходит потеря оборотов, вагоны простаивают и зачастую служат складами на колесах. К примеру, пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии составляет 600 тысяч тонн зерна и 200 тыс тонн муки в месяц, при заявляемых грузоотправителями Республики Казахстан 2 млн тонн зерна и муки в данном направлении.

«То есть заявки наших грузоотправителей в 3 раза превышают пропускную способность этих стран. Логистика в направлении Афганистана характеризуется низкой скоростью доставки и слабыми возможностями разгрузки на приёмных станциях. Выгрузка вагонов на Афганской стороне производится ручным способом, зачастую происходит затоваривание на станциях выгрузки, что приводит к простоям и увеличению срока оборотов крытых вагонов. К примеру, суточная возможность выгрузки станции Хайратон 3,500 тыс тонн муки, при фактической погрузке до 7 тыс тонн. Мы теряем вагоны, которые используются как склады на колёсах», – отметил Жамбулов.

Казахстанский парк зерновозов составляет 8 322 единицы, из них 6322 вагона в управлении АО «Астык транс», из них 3252 аренда и 3070 вагонов собственность АО «Астык транс», еще 2.000 единиц вагонов других собственников Казахстана. Общий парк крытых вагонов 12000 единиц, из них больше 8000 собственности АО «Казтемиртранс», остальные в собственности частных операторов. В управлении ООО КТЖ «Экспресс» находится 6880 крытых вагонов. Кроме того казахстанскими экспедиторами и операторами крытых вагонов привлекается парк других собственников и принадлежности. При нехватке подвижного состава в период массовой перевозки зерновых АО НК КТЖ привлекает инвентарный парк вагонов других государств –Узбекистана, Таджикистана, Белоруссии и даже Грузии. Доля участия инвентарного парка в перевозках Казахстанского зерна и муки составляет 7% по парку зерновозов и 3% по парку крытых вагонов. Железнодорожники пожаловались, что использование вагонного парка других государств бьет по карману.

«За вагонную помощь администрации АО НК КТЖ тоже оплачивает собственникам вагонов плату за пользование 13,3 швейцарских франков сутки за зерновоз и 15 швейцарских франков за крытый вагон за нахождение инвентарного парка других государств на территории Казахстана. В результате девальвации тенге плата повысилась в 2 раза, и за 2018 год она составила 4,4 млн швейцарских франков только за то что мы ими пользовались, в тенге это составляет сумму 1,5 млрд. А в тарифе заложено возмещение этих расходов всего лишь порядка 19%. Остальное всё ложится на «Казахстан Темир Жолы», – подчеркнул Жамбулов.

Привлечь вагоны других государств для перевозки казахстанского зерна и муки пришлось после того как в октябре 2017 года разгорелся настоящий скандал. Семь крупнейших производителей Южного Казахстана от имени всех 50 мелькомбинатов региона заявили журналистам, что зерна для производства муки у них осталось всего на два дня работы. Патовая ситуация сложилась из-за того, что исчезли вагоны для перевозки зерна из зерносеющих регионов страны и экспорта готовой муки. Нет зерна, значит, нет работы, не платятся кредиты в банки, нет поступления налогов, сорваны договоры поставок, но самое главное около 10 тысяч работников мукомолен региона сидели без зарплаты. Перебои с зерновозами начались с середины сентября, затем компания «Астык транс» и вовсе прекратила принимать заявки. Бизнесмены уверяли, все зерновозы ушли в Россию. Для принятия экстренных мер в Шымкенте несколько раз проводилось совместное совещание, но решить проблему с зерновозами и крытыми вагонами удалось далеко не сразу.

Тогда перевозчики обвинили грузоотправителей в плохом планировании, просили заключить договоры на перевозку сразу на год вперед, обещали закрепить за крупными грузоотправителями вагоны по номерам. Однако похоже, что реализовать это предложение не удалось, так как оно снова прозвучало на совещании в Шымкенте.

«У нас есть 13 крупных мукомольных предприятий, которые грузятся с севера в южном направлении, мы видим примерно потребность каждой компании помесячно, и мы готовы под каждую компанию индивидуально выделить определенное количество вагонов для внутренних перевозок прямо по номерам. И их гонять по направлению север-юг, но и вся ответственность при задержке на погрузочных элеваторах и выгрузке это будет ложиться на компанию грузоотправителя. Это будет справедливо и честно. Мы в пилотном варианте попробовали это на экспортном направлении, и вроде бы это сработало, готовы попробовать на внутренних перевозках. Но и погрузки вы сами будете распределять и передислоцировать», – предложил вице-президент по коммерческой работе АО «Астык Транс» Салтай Катпаев.

Найти крайнего

Однако мукомолы не захотели быть крайними, сообщили, что элеваторы либо вовсе не хотят грузить зерно в выходные дни, либо делают за двойную плату. Кроме того, даже загруженный вагон может стоять сутками из-за нехватки маневровых тепловозов. По их словам, загрузить вагон можно всего за 8 часов, а потом четыре дня ждать пока его откатят и прицепят к поезду, а потому платить штрафы не хотят.

«Погрузка идет на элеваторах, но в субботу-воскресенье элеваторы стараются не работать. Потому что ему крестьянин платит за хранение, и они не хотят грузить в выходные, требуют что мол по законодательству в выходные дни двойная оплата. Если у него оплата за тонну одна, он ставит новую цену и погрузчик должен платить двойную цену. Этот вопрос надо поднять на законодательном уровне. У них сменная работа все автоматизировано, почему двойная оплата должна идти?! В итоге на станции стоят вагоны и никто не грузит, потому что никто не хочет двойной тариф платить», – возмутился генеральный директор ТОО «Алтын Дан» Бахарам Абдукаримов.

В КТЖ тут же пообещали поуволнять начальников тех станций, где не могут организовать оперативную работу тепловозов. Но переработчики оказались недовольны не только организацией перевозок, но самое главное тарифами на перевозки. Они обвинили железнодорожников в демпинге цен на экспортные направления, что, по их словам, делает казахстанскую муку совершенно неконкурентоспособной.

«Для экспорта очень большие скидки, например, в этом году с 1 мая 15% скидка на экспорт зерна, хотя через два месяца вы поднимаете тарифы на крытые вагоны на 15-20%. На экспорт зерна делаете скидки, а для тех кто перерабатывает, кто производит зерно, кто обеспечивает рабочие места, им на готовую продукцию увеличиваете тарифы, у меня все документы. И еще с 1 августа в одностороннем порядке для внутриреспубликанских направлений увеличиваете тарифы, объясняя, что вы ремонтировали свой подвижной состав. Хорошо, надо ремонтировать, но почему всю нагрузку эту должны нести внутриреспубликанские производители и переработчики?! Я с этим не согласен, что у вас одинаковые тарифы – вы лукавите, особенно «Астык транс». У нас между экспортерами и переработчиками зерна большая пропасть. Если там отпустили на 15% , нам на 10-15% подняли и между нами 30% пропасть. Вот я взял самую ближайшую станцию для Шымкента – «Тастак» на разрезе июня месяца, если я платил вот 301 тысячу, в августе я тоже грузился и платил уже 306 тысяч. Вот с одной станции только и одно и то же зерно, просто разные месяцы июнь и август», – выступил генеральный директор ТОО «Дани нан» Гайбилла Ерметов.

«90% перевозок внутренних мы производим, – напомнил первый вице-президент АО «Астык Транс» Сергей Мосолкин. – Наши тарифы на предоставление вагонов на 60% меньше чем экспортные перевозки, и действительно, если есть какое-то повышение к началу сезона, оно не сопоставимо с экспортными перевозками. И еще скажу, это повышение происходит на фоне понижения, которое произошло в конце прошлого сезона. Мы понимаем социальную роль этих перевозок. Но и вы должны понимать, что основная статья затрат нашей компании это ремонты, а они увеличились в этом году на 60% стоимость. И мы стараемся не увеличивать более чем на стоимость инфляции».

Железнодорожники в свою очередь обвинили мукомолов в хитрости, мол те не хотят платить за дорогостоящие зерновозы и перевозят зерно в крытых вагонах, предназначенных для транспортировки муки, если предприниматели не откажутся от такой практики, обещают уравнять их тарифы.

Также предприниматели отметили, что помимо дороговизны перевозок, в соседнем Узбекистане в этом году активно строят свои мельницы, а так как переработка из-за дешевого электричества и газа у них дешевле, значит, соседям будет еще выгоднее покупать в нашей стране зерно, а не готовую продукцию.

По итогам совещания было решено создать общий чат грузоперевозчиков и грузовладельцев всего Казахстана, чтобы оперативнее решать проблемы накануне и в период жаркого сезона перевозок. А вот проблему с « тарифами выходного дня» от элеваторов предложили вынести на обсуждение Правительства или даже Президента, чтобы закрепить на законодательном уровне.

С 1 октября приступит к работе штаб по организации перевозок зерна в центральном аппарате компании под АО «КТЖ грузовые перевозки». Пропускная способность на станции Сарыагаш в направлении Узбекистана увеличена с 18 до 28 поездов. Произведен деповской ремонт 1020 зерновозов, 800 крытых вагонов. Порядка 540 зерновозов и 1030 крытых вагонов прошли санитарную очистку. АО «Астык Транс» приобрел в России дополнительно 400 вагонов и до конца года рассматривается вопрос инвестиции еще в 700 вагонов.

Мира Бахытова, Шымкент

Для справки:

На сегодня в целях увеличения конкурентоспособности казахстанских производителей действуют тарифные льготы на перевозку зерна и муки в Афганистан, Иран через Узбекистан на период с 1 Мая по 31 декабря 2018 года. На перевозки зерновых грузов и муки из Казахстана через Узбекистан по всем транзитным участкам Узбекистана установлен понижающий коэффициент 0,50.

Участки: Келес-Ходжадавлет – 50%., Келес-Галаба – 20%. Кроме того достигнута договоренность по отмене действующего сборов 280 долларов вагон и за промывку вагона 90 долларов США. С 1 января по 30 сентября 2018 года транзитные перевозки всех видов грузов, всеми типами вагонов, груженых и порожних контейнеров по территории Туркменистана установлен понижающий коэффициент 0,7. Афганистан – понижающий коэффициент 0,80.

Ао «Астык Транс» снизило плату за пользование зерновозов в экспортном направлении на 15% – 9000 тенге в сутки. На внутриреспубликанском до 4,5 тыс тенге в сутки. Такая цена сохраняется в течение трех лет.