Вторая мировая: что творили приезжие бандиты в военной Алма-Ате

2817

В годы войны, 1941-1945 годы, на всей территории СССР советским людям приходилось весьма нелегко: можно сказать, они просто выживали.

Вторая мировая: что творили приезжие бандиты в военной Алма-Ате Фото: nur.kz

Не лучше обстояли дела и в столице Казахской ССР  городе Алма-Ате: находясь очень и очень далеко от фронта, алматинцы не видели ни бомбежек, ни обстрелов, ни прочих ужасов, связанных с войной. Но зато буквально каждый день и каждую ночь в городе крали, грабили и убивали…

О жизни тыловой Алма-Аты в годы войны читателям сайта inbusiness.kz рассказывали ветеран Великой Отечественной войны, прославленный снайпер Лидия Ефимовна Бакиева и бывший командир оперативного кавалерийского дивизиона по охране общественного порядка, подполковник милиции Владимир Иосифович Григорьев.  

В Алма-Ату вместе с эвакуационными стекались уголовники

В город постоянно шли эшелоны с гражданами, которых эвакуировали из оккупированных регионов СССР. В Алма-Ату также переправили несколько заводов и фабрик, и, пока советские войска сражались на фронтах, город жил своей особенной жизнью. Отметим, однако, что тыловые будни алмаатинцев вовсе не являлись тихими и мирными.

Несмотря на то, что управление советской пропаганды утверждало, что война спаяла советский народ в единый кулак, на самом деле все обстояло не совсем так. Беда в том, что далеко не все граждане рвались на фронт. Многие, наоборот, изо всех сил стремились избежать призыва, чтобы спасти свою шкуру. В первую очередь это относилось к блатным всех мастей и спекулянтам. Алма-Ата, располагаясь в очень глубоком тылу, манила подобных субъектов, которые съезжались сюда со всех концов огромного СССР. Причем вместе с эвакуированными жителями оккупированных территорий России, Украины и Белоруссии, а также работниками фабрик и заводов в столицу Казахской ССР потоком хлынули разномастные криминальные элементы. И как закономерный итог – спокойная жизнь в Алма-Ате закончилась. Вместо трудной, иногда полуголодной, но размеренной жизни здесь началась маленькая война: криминальные элементы, понаехавшие со всех уголков СССР, ополчились против местного трудового населения. 

"Мы с мамой жили в частном доме, там, где сейчас пересекаются проспект Сейфуллина и улица Сатпаева", – рассказывала в 2003 году автору этих строк ветеран Великой Отечественной войны, председатель Совета ветеранов Панфиловской дивизии и защитников Москвы, кавалер множества боевых орденов и медалей, снайпер Лидия Ефимовна Бакиева. (К сожалению, Лидия Ефимовна скончалась в июле 2013 года.)

На ее личном счету 78 уничтоженных солдат и офицеров вермахта.

"И когда началась война, я увидела, что к нам в Алма-Ату едут очень много здоровых молодых мужчин. И они всеми силами старались избежать мобилизации. Для чего в ход шли разные причины, от плоскостопия до мнимого туберкулеза. Было очень противно смотреть на таких людей. Мой супруг ушел на фронт и пропал без вести…  Поэтому я, стремясь найти его или хотя бы отомстить фашистским гадам, несколько раз подавала заявления в военкоматы. Наконец меня направили в женскую школу снайперов, которая располагалась в Подмосковье. Кстати, наша знаменитая снайпер Алия Молдагулова закончила ту же школу, но на один курс раньше, чем я".

Заезжие "урки" и дезертиры объявили алмаатинцам самую настоящую войну

Пытались спасти свою шкуру и блатные. О том, как они уклонялись от призыва, рассказывал в 2004 году бывший командир оперативного кавалерийского дивизиона по охране общественного порядка, подполковник милиции Владимир Иосифович Григорьев (к сожалению, ныне покойный). По его словам, руководители партийного аппарата Алма-Аты и Алматинской области надеялись на то, что после начала войны преступность пойдет на спад.

"Думали, вот отправим молодежь на войну и некому будет воровать, грабить и хулиганить. Но они жестоко ошибались! До войны в Алма-Ате главным образом воровали и грабили, а убийства были большой редкостью и чрезвычайным происшествием. А во время войны алма-атинским милиционерам пришлось лицом к лицу столкнуться с бандитами, дезертирами и убийцами",  рассказывал Владимир Иосифович.

Пытаясь противостоять разгулу преступности, Совет Народных Комиссаров Казахской ССР 15 августа 1941 года принял постановление "Об организации групп самозащиты предприятий, учреждений и жилых домов", а начальник областного управления НКВД ввел в городе усиленное патрулирование.

В начале 1942 года в городе объявилась банда "Черная кошка", прямо как в кинофильме "Место встречи изменить нельзя". Но среди семерых убийц из блатных, что в нее входили, ни одного горбатого не было. Действовали они просто: убивали людей, а уже потом обшаривали карманы жертв. Брали все, что представляло хоть какую-нибудь ценность: продовольственные карточки, часы, золотые и серебряные ювелирные украшения. Банда не была привязана к одному месту. Они "работали" не только в Алма-Ате, но и в Джамбуле (сейчас Тараз), в Чимкенте и Кзыл-Орде.

Мы очень долго за ними гонялись, но ликвидировать банду сумели только после войны – в 1946 году. Сотрудники МГБ (министерство государственной безопасности) вместе с сотрудниками милиции обложили убийц в горах и там всех уничтожили.

Как ни парадоксально это звучит, но больше всего проблем населению и милиции доставляли вовсе не разбойники, убийцы и бандиты, а воры и дезертиры. В годы войны их развелось в городе как тараканов  очень много! Любители тайного похищения чужой собственности – воры "работали" кто как. Кое-кто предпочитал сольные партии, а кто-то привык к коллективному "труду". Карманники и домушники не только ежедневно совершенствовались в воровском искусстве, но и делились с коллегами по воровскому цеху разными новшествами. Например, известный московский вор по кличке Серый обучил алма-атинских воров-форточников использовать для краж специально изготовленные крючья. Теперь им не было необходимости залазить в форточки, они просто засовывали длинные проволочные крючки в форточку и тащили ими все, что представляло хотя бы малейшую ценность.

Сам Серый настолько виртуозно владел этим инструментом, что умудрялся снимать крючьями наволочки с подушек, вытаскивал одежду из шкафов и даже кошельки из внутренних карманов плащей и пиджаков, висящих в шифоньерах!

В роли жертв воров-форточников оказались даже два сотрудника райкома партии. Злоумышленники, мастерски орудуя крючьями, вытащили из-под их подушек табельное оружие – револьвер системы "наган" и пистолет "браунинг". За это партийных руководителей сняли с должностей. Одного вора из этой шайки задержал милиционер 2-го отделения Онуфрий Бирюков. Воришка вытащил у потерпевшей девушки ее единственную пару туфель… 

Из-за того, что многих милиционеров призвали на фронт, руководству милиции не оставалось ничего другого, как принимать на службу женщин. Подполковник Григорьев отмечал, что они несли службу не хуже, чем мужчины. Так, 15 марта 1942 года сотрудница МВД Тамара Попова смогла в одиночку (!) задержать преступника, который вытащил пистолет ТТ и уже готовился убить одного из прохожих. Заметив это, Тамара Попова ударила бандита по руке. В итоге пуля пролетела мимо цели, а покушавшегося при содействии граждан доставили в отделение милиции. Там и выяснилось, что он – дезертир, сбежавший в Алма-Ату с фронта. На вопрос, зачем он стрелял в человека, бандит ответил, что хотел его убить, чтобы ограбить...     

Как "мадам" Фастовская помогала магазину план выполнять

"Кроме вала краж, в городе дурным цветом расцвела спекуляция. Зеленый базар, другие рынки и улочки на месте современного проспекта Абылай-хана, словно мухами, были засижены "барыгами" – скупщиками краденого, перекупщиками и фальшивомонетчиками", – продолжал свое повествование Владимир Иосифович.

В конце июня 1942 года на Никольском рынке Алма-Аты милиционеры по оперативной информации вышли на некую гражданку Фастовскую. Как сообщала агентура, Фастовская "навела надежные мосты" с продавцами магазина № 5 горпищеторга. Тесные контакты привели к взаимовыгодному сотрудничеству. Предприимчивая мадам Фастовская оптом скупала в магазине дефицитные продукты – пачки чая, мыло, соль, сало, хлеб и керосин. После чего продавала на рынке, накрутив цену в несколько раз! И, конечно, она делилась выручкой со своими поставщиками из магазина. И ей хорошо – дама всегда имела прекрасный навар, и им тоже неплохо. Ведь из-за того, что она разом брала много товара, магазин выполнял план по продажам, а его коллектив даже выбился в передовики советской торговли. Обыскав дом подозреваемой "мадам" – гражданки Фастовской, сотрудники алма-атинской милиции нашли в зале под половицами 8227 золотых рублей царской чеканки. Позже также под полом, но уже на кухне  более 10 тыс. советских рублей, около одного килограмма золотых и серебряных ювелирных украшений, 1529 долларов, 26 английских фунтов и облигаций Государственного займа СССР на 107 тыс. советских рублей.

"Впоследствии гражданку Фастовскую суд приговорил за все ее махинации к 14 годам лишения свободы. Сотрудники магазина № 5 Алма-Атинского горпищеторга отправились на нары вслед за нею, правда, сроки получили поскромнее",  вспоминал В. Григорьев.

Вот так алма-атинские милиционеры боролись с городской преступностью в годы войны…    

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться