Вузы прислушаются к работодателям

Эксперты выяснили, выпускники каких вузов стали более высокооплачиваемыми.

24 Июля 2018 09:20 Автор: Ботагоз Омар
Вузы прислушаются к работодателям, образование, учеба, Обучение, вузы  , высшее образование, МОН РК, подготовка кадров, НПП «Атамекен»
Фото: sputniknews.kz

Новый рейтинг образовательных программ вузов внедрен Министерством образования и науки (МОН) совместно с Национальной палатой предпринимателей (НПП) «Атамекен». Он должен определить, какие образовательные программы являются наиболее востребованными. Из 2 тыс. пока изучены лишь 784 программы по 33 специальностям, по которым ведется подготовка в 114 казахстанских вузах. В основном это технические специальности, экономика и бизнес, социальные науки. Их перечень с сегодняшнего дня размещен на официальных сайтах МОН РК и НПП.

«Вы можете детально ознакомиться с самим рейтингом в разрезе каждой специальности, с конкретными баллами и результатами проведенных оценок по каждому критерию. Мы постарались разместить данный рейтинг не только в балльном, но и в натуральном выражении, где мы указывали сумму заработных плат в разрезе вузов и специальностей, и средний балл по проценту трудоустройства, и отдельный балл конкретному вузу», – отметил в ходе пресс-конференции в СЦК вице-министр образования и науки РК Талгат Ешенкулов.

Данный рейтинг в первую очередь составлен для абитуриентов, чтобы дать им ориентир при выборе специальности. Он не определяет, какой вуз худший, какой лучший, он лишь дает ориентир, как работодатели оценивают выпускников. Это рейтинг только образовательных программ.

В Министерстве образования надеются, что руководству вузов рейтинг позволит в случае необходимости внести корректировку в образовательные программы, для того чтобы конкурировать на рынке, ведь если диплом не нужен самому работодателю, то очень сложно говорить о необходимости обучения той или иной специальности.

Для вузов рейтинг является бесплатным. Для пула экспертов отбирались именно представители отрасли – реального сектора экономики. Профессорско-преподавательский состав в проект не привлекался, для того чтобы исключить конфликт интересов.

«Самое основное, что мы хотели бы сделать, – это передать вузам видение бизнеса, чтобы как-то сблизить эти миры, академический мир и рынок труда, и наиболее рационально готовить кадры. Наша методика выстраивалась следующим образом. Мы пошли по пути оценивания конечного результата. Мы брали выпускников вузов прошлого года, смотрели их заработные платы по окончании первого года поиска работы. Кроме того, это позволило узнать сам факт, есть трудоустройство или нет», – пояснил директор департамента развития человеческого капитала НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

При этом использовалась информация от Единого накопительного пенсионного фонда. Она запрашивалась МОН РК по спискам выпускников вузов и представлялась в НПП в общем виде.

Кроме того, проводился опрос ключевых работодателей, насколько на рынке труда оценили того или иного выпускника. Отдельно действующими отраслевыми экспертами велась оценка актуальности образовательной программы. Здесь было важно понять, насколько знания, умения и навыки, которые преподаются студентам, актуальны, насколько они отвечают запросам времени, и насколько актуальная литература используется в обучении, и насколько распределение времени по дисциплинам происходит в правильном формате. В рейтинге учитывали также уровень инвестиций в образовательную программу, наличие практического опыта у профессорско-преподавательского состава, наличие международных аккредитаций данных образовательных программ.

Новизной рейтинга стал опрос выпускников прошлого года: насколько они удовлетворены тем обучением, которое они проходили, насколько те или иные знания и навыки, которые они получили в стенах альма-матер, пригодились им на рабочем месте. На основании этого для вузов готовится пакт рекомендаций.

«Пару месяцев назад мы презентовали рейтинг информационных систем. После этого мы обратили внимание на очень интересные, позитивные движения. К нам начали обращаться предприниматели с вопросами, а что, собственно, происходит, почему вузы активизировались и начали выходить на работодателей, просить актуализировать совместные образовательные программы, совместно разрабатывать их. При этом мы увидели, что привлекают именно отраслевых специалистов для преподавания. У сильных вузов начали интересоваться их профессорско-преподавательским составом и пытаться их вовлечь в свои университеты. Выводов очень много, и мы видим уже позитивные движения в этой сфере. Впереди продолжается работа, впереди 70 процентов той работы, которую мы наметил,и и до конца года будет опубликовано еще более 50 рейтингов образовательных программ», – подчеркнул Олжас Ордабаев.

По его словам, эксперты для участия в этом проекте отбирались очень тщательно. Одним из основных требований было наличие неразрывного стажа работы в каждой конкретной специальности, не менее последних пяти лет человек должен находиться в специальности и работать в ведущих компаниях либо в объединениях работодателей. Эти кандидатуры прорабатывались совместно с профильными объединениями и ассоциациями.

По мнению привлеченного для этого проекта эксперта в строительной сфере Алибека Марданова, в каталогах дисциплин по специальности «Строительство» во многих учебных программах используется советская литература, нет монографий штатных преподавателей. В учебной программе имеется значительный уклон в сторону промышленного строительства (несмотря на то, что, по словам эксперта, в Казахстане преобладает гражданское строительство), что также говорит о советской школе. Мало времени отводится практике, не все вузы внедряют методики обучения еврокодам.

Как отметил вице-министр МОН РК, при распределении образовательных грантов данный рейтинг учитываться не будет, так как они распределяются по баллам ЕНТ, и какой вуз выбирать – это право выбора самого абитуриента, «но в дальнейшем, возможно, мы будем рассматривать разные подходы, потому что система образования и распределения грантов все время совершенствуется. Путем апробации мы эти вопросы рассмотрим», – отметил Талгат Ешенкулов.

В разрезе изученных специальностей наиболее высокооплачиваемыми оказались: нефтегазовое дело со средней заработной платой 202 тысячи тенге, транспорт, техника и технологии, где средняя заработная плата составляет 174 тысячи, и горное дело – 174 тысячи тенге. Четвертая специальность по величине дохода – это автоматизация и управление, где средний заработок равен 159 тысячам тенге.

«Среди выпускников были заработные платы, которые превышали 900 тысяч тенге. Я не буду называть вуз, а то получится, что это будет реклама, вы их сами можете посмотреть в рейтинге, но именно эти заработные платы по нефти и газу», – отметил вице-министр.

Он пояснил, что этот рейтинг больше базируется на взглядах работодателя. Какому рейтингу доверять – это право выбора абитуриента, работодателя и самого вуза, считают организаторы проекта.

Для справки.

В настоящее время готовы рейтинги по 33 специальностям.

Средний процент трудоустройства по специальности «Приборостроение» составляет 76%, «Учет и аудит» – 71%, «Финансы» – 67%, «Техническая физика» – 84%, «Система информационной безопасности» – 84%, «Геодезия и картография» – 73%, «Экономика» – 74%, «Машиностроение» – 76%, «Нефтегазовое дело» – 84%, «Маркетинг» – 68%, «Теплоэнергетика» – 77%, «Математическое и компьютерное моделирование» – 66%, «Химическая технология органических веществ» – 71%, «Химическая технология неорганических веществ» – 68%, «Радиотехника, электроника и телекоммуникации» – 69%, «Электроэнергетика» – 76%, «Транспорт, транспортная техника и технологии» – 74%, «Горное дело» – 76%, «Технологии перерабатывающих производств» – 69%, «Строительство» – 63%, «Технология и проектирование текстильных материалов» – 61%, «Инженерные системы» – 84%, «Технология фармацевтического производства» – 69%, «Морская техника и технологии» – 71%, «Связь с общественностью» – 71%, «Транспортное строительство» – 71%, «Журналистика» – 63%, «Стандартизация и сертификация» – 71%, «Обогащение полезных ископаемых» – 81%, «Вычислительная техника и программное обеспечение» – 67%, «Биотехнологии» – 56%, «Автоматизация и управление» – 80%, «Информационные системы» – 65%.

Ботагоз Омар