Железнодорожному кластеру добавили энергии

Кластер в Экибастузе обзавёлся собственной подстанцией, обеспечивающей потенциал предприятий.

06 Сентября 2018 12:05 Автор: Марина Попова
Железнодорожному кластеру добавили энергии, ФерроТрансТрейд, электроснабжение, Электроэнергия, подстанция, ЛЭП, инвестиции
Фото: Марина Попова

В течение полугода ТОО «ФерроТрансТрейд» построило электрическую подстанцию, предназначенную для приёма, преобразования и распределения электрической энергии. Стоимость проекта, по словам его руководителя Исмаила Мамаева, составила 2,5 млрд тенге. Как сообщил abctv.kz председатель правления АО «БРК-Лизинг» Нурлан Байбазаров:

«Мы выделили 1,9 миллиарда тенге на 10 лет, процентная ставка составляет 10%. Мы дали достаточно комфортный срок возврата. Это коммерческий проект, маржинальность здесь неплохая».

Еще 600 миллионов тенге, по словам первого заместителя акима Павлодарской области Улана Жазылбекова, выделил республиканский бюджет, деньги были направлены на подведение сетей.

«Речь идёт о строительстве ЛЭП протяжённостью более шести километров. Государство охотно вкладывает в подведение инфраструктуры к строящимся промпредприятиям как в поддержку бизнеса. Вложенные средства вернутся в виде налогов, рабочими местами, соцпакетом для работников», – пояснил он.

Строительство подстанции – мера необходимая. Дальнейшее развитие в Экибастузе железнодорожного кластера тормозило отсутствие требуемых энергомощностей, и это притом, что здесь расположены крупнейшие в стране энергогенераторы.

Как сообщил abсtv.kz Исмаил Мамаев:

«Новая подстанция оснащена двумя трансформаторами по 40 киловольт-ампер каждый. Если все заводы на данной площадке сейчас выйдут на проектную мощность, то резерв ещё составит 42 киловольт-ампер. Подключение осуществляется напрямую к национальной электрической сети в транзит между Экибастузской ГРЭС-1 и Аксуской станцией, тем самым минуя посредников. Устранение последних даст экономию примерно с каждого киловатта порядка четырёх тенге».

В 2012 году на данной площадке было построено первое предприятие железнодорожного кластера – ТОО «Проммашкомплект», наладившее производство и выпуск железнодорожных колес.

«За ним друг за другом открылись ещё шесть новых предприятий, выпускающих стрелочные переводы для железных путей, железнодорожные оси и колёсные пары, железнодорожный брус для путей и стрелочных переводов, производство креплений и деталей верхнего строения железнодорожных путей, – сообщил abctv.kz генеральный директор ТОО Railways Systems KZ Артур Хачатурян. – Дальнейшее развитие тормозилось из-за нехватки мощностей. Сейчас ведутся работы по развитию «Проммашкомплекта», планируется до конца года запустить производство заготовок железнодорожных колёс проектной мощностью до 300 тыс. штук в год. Это означает отказ от приобретения заготовок российского производства, которыми пользовались до сих пор. Чтобы его запустить, как раз и не хватало имеющихся мощностей. В итоге было принято решение о строительстве такой подстанции».

Отвечая на вопрос abctv.kz о проблеме со сбытом, генеральный директор сообщил, что на сегодня она касается лишь железнодорожных колёс, и то, которая должна быть в скором времени решена.

«Сегодня на всём рынке Таможенного союза огромная нехватка колёс, порядка 300-400 тысяч штук. Вагоностроение развивается не только в Казахстане, но и в России, так что нехватка большая. Поэтому мы торопимся запустить новый корпус «Проммашкомплекта», чтобы самим делать заготовки для колес – 300 тысяч штук. Сегодня металл берём с Таганрога, ведутся переговоры с павлодарским KSP Steel по поставке нам металла. Потребность в нём по году составляет порядка 150 тысяч тонн», – сказал он. Говоря об экспорте, Артур Хачатурян заметил, что свою продукцию экибастузцы предлагали молдавской железной дороге.

Говоря о перспективах, Артур Хачатурян заметил:

«Если KSP Steel не сможет обеспечить нас металлом, который нам необходим, то, возможно, в будущем необходимо будет строить небольшой металлургический завод – переплавку чёрного лома, нацеленного именно на осевое производство. Если говорить об изготовлении металлопроката – колёсной или осевой стали, не каждый металлургический комбинат может это сделать. Есть намерение освоить производство клеммы, учитывая то, с каким размахом идёт обновление железной дороги. На одну шпалу необходимо четыре клеммы и столько же шурупов. В одном километре свыше 1840 шпал. Вот и посчитайте, какой объём этой продукции необходим Казахстану».

Марина Попова