Жизнь в двух колесницах

В Государственном музее искусств им. А. Кастеева открылась юбилейная выставка Сабура Мамбеева «Творчество длиною в жизнь», посвящённая 90-летию народного художника Казахстана.

06 Декабря 2018 15:30 Автор: Ольга Власенко
Жизнь в двух колесницах, выставка, Культура, Искусство, Сабур Мамбеев

Живописные композиции художника, который не дожил до своего 90-летия один год, проникнуты поиском единства формы, цвета и пространства, желанием обрести гармонию и особую тональность осмысляемого образа. Художник всесоюзного уровня обладал такими качествами, как скромность и самокритика, и отказывался от персональной выставки до глубокого возраста. Выставка организована усилиями жены и дочери Сабура Мамбеева, а также работников музея.

Будучи известным в советское время общественным и государственным деятелем, он отошёл от суеты и погрузился в себя.

«Папа читал дневники Эжена Делакруа. Интересовался международными выставками, смотрел их по Интернету, – вспоминает дочь художника, Жанна Мамбеева. – Я не могу подняться до уровня этих великих художников, но я очень стараюсь, повторял он».

Мамбеев прошёл хорошую школу реализма, учился у Михаила Авилова, но всегда мечтал о великих французских модернистах. Его любимые художники – Сезан, Гоген, декоративный Матисс. В его картинах прослеживается влияние импрессионизма и постимпрессионизма.

«Он стремился выражаться современным языком, этими сочными и яркими красками. Всегда хотел писать свободно. Он – великий казахский модернист», – подчёркивает Жанна.

Ранее работы Мамбеев создавал маленькими мазками, это была проработка холста, а с возрастом – свободными и размашистыми, с помощью них автор мог смело выразить свои переживания. Мазок в совокупности с цветовыми пятнами создает уникальные композиции его живописных произведений.

В основном художник писал с натуры.

«С годами всё более и более ему хотелось изобразить не мгновение, которое прекрасно, а длительность ощущений. Всё, что ему казалось неудавшимся, он снимал с подрамника и бросал в кладовку. Его семья приложила много усилий, чтобы отреставрировать некоторые работы. Но что удивительно, фон надо было восстанавливать, а лица, к счастью, нет. Они сохранились. Чем больше я всматриваюсь – тем больше понимаю, чем больше художник общается с моделью – тем больше за её внешней привлекательностью раскрывается поток ощущений. В картинах возникает пространственность, среда, которая окутывает фигуру и в которой отражаются ощущения от взаимодействия художника с моделью. Его поздний стиль можно охарактеризовать как сумерки цвета. В этой недосказанности открывается бесконечность человеческого «Я». Его волновала незавершённость и вечная подвижность человеческого ощущения Другого», – пояснила искусствовед Баян Барманкулова.

Картина Сабура Мамбеева «В горах», 1957 года, находится в Москве, в коллекции Музея искусств народов Востока, а «У юрты», написанная годом позже, – в Третьяковской галерее. «У юрты» напоена покоем и тишиной аульного вечера, чуткостью сопереживания.

«Моё знакомство с Сабуром Мамбеевым произошло в детстве, когда я листала журнал «Юность». Тогда я удивилась, что есть такие знаменитые казахи, работы которых печатают в таких известных журналах всесоюзного масштаба. Его полотна входят в золотой фонд казахстанской живописи. С них начинается трансформация стиля соцреализма и влияние французского импрессионизма. Если соотечественники и современники Мамбеева любили передавать динамизм и бурные эмоции, то в отличие от них он стремился выразить восточную созерцательность. Притом, что художник имел всесоюзную известность и свою стилистику, он полагал, что недостаточно совершенен для персональной выставки», – отмечает директор пиар-службы музея Клара Исабаева.

Жанна Мамбеева описала жизненный путь отца символом колесницы, которым пользуется Борис Акунин в своём романе «Ореховый Будда»:

«Не достигнув шестидесяти лет, он ушёл в отшельничество, ритрит, в Малую колесницу. И эту часть жизни он тоже прожил успешно. Когда человек прожил жизнь в Большой и Малой колесницах, согласно традиции самураев, он растворяется в едином потоке бытия. Отец оставил наследие, которое требует осознания. Теперь его жизнь в творчестве автономна от него самого и вернётся на путь Большой колесницы, став национальным наследием».

Сабур Мамбеев закончил Художественное училище им. Н. Гоголя в Алма-Ате, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в Ленинграде. В течение 25 лет являлся одним из руководителей Союза художников Казахской ССР. Сабура Мамбеева (1928-2017) при жизни называли легендой, гордостью казахского изобразительного искусства. Высокое мастерство автора, его уникальная художественная стилистика стали известны широко за пределами Казахстана ещё полвека назад. Бывший министр культуры СССР Екатерина Фурцева высоко ценила творчество Сабура Мамбеева и отмечала его вклад в развитие казахской культуры.

На выставке представлено 80 живописных и графических произведений мэтра из коллекции Музея им. А. Кастеева и собрания семьи художника, среди которых большое количество картин зрители увидят впервые.

Его работы «Дочь чабана» и «Вышивальщица» экспонировались на выставке «На перекрестках Азии и Европы. Шедевры XX века из коллекции Музея искусств им. А. Кастеева» в Нью-Йорке в июне-июле 2018 года.

Ольга Власенко