"Большая перемена" в образовании

Алина Альбекова Алина Альбекова
7986

Образовательные реформы в Казахстане набирают обороты. Всё то, что вчера было только планами чиновников, сегодня становится реальностью для казахстанских школьников и студентов.

"Большая перемена" в образовании

Государственная программа развития образования на 2011-2019 годы пережившая двух министров, наконец-то начала реализовываться на практике. Представители образовательного ведомства на площадке СЦК рассказали, каких успехов удалось добиться за первую пятилетку реализации программы, и что ждать во второй.

Третий министр образования Ерлан Сагадиев, на ком теперь лежит огромная ответственность за реализацию всех заявленных реформ в образовании, в рамках брифинга заявил, что переход на трёхъязычное образование, вызвавший шквал эмоций у казахстанцев, не чья-то прихоть, а требование времени. Он уверен, что освоение трёх языков для детей не станет проблемным вопросом.

- Если посмотреть на все научные исследования, у детей, говорящих на 2-3 языках, уровень развития головного мозга элементарно выше. Это проверялось учеными под микроскопом, уровень синапсов - связей головного мозга к 7 годам у двуязычных детей, выше, чем у моноязычных. Это доказано. То есть, можно перефразируя сказать таким образом, когда ребята попадают с рождения в двуязычную среду, возможности головного мозга начинают расти, как растёт мышечная масса у детей, которые занимаются спортом. И сам ребёнок этого не замечает. Поэтому мы считаем, что с переходом на трёхъязычное образование никаких трудностей у наших детей не возникнет, они ведь у нас в основном находятся в двуязычной среде с рождения, - объяснил он.

Отметим, обучение на трёх языках не является для Казахстана новшеством. По системе трёхъязычного образования на сегодняшний день работают 33 школы. Среди них Назарбаев интеллектуальные школы, Казахстанско-Турецкий лицей, и специализированная школа "Мурагер". Согласно госпрограмме развития образования, до 2020 года количество школ, обучающих сразу на трёх языках, планируется увеличить с 33 до 700. В том числе, количество школ сети "Назарбаев интеллектуальные школы" расширится с 6 до 20.

Главный вопрос, волнующий многих "неравнодушных" к будущему казахстанского образования, а готовы ли учителя, представители министерства тоже не оставили без ответа. Так, по данным Ерлана Сагадиева, на сегодняшний день в Казахстане в общем насчитывается 365 тысяч преподавателей. При этом, чтобы обеспечить старшеклассников всех школ англоговорящими преподавателями, достаточно около 32 тысяч.

- Если даже каждый двадцатый преподаватель в течение 3-3,5 лет, я уже не беру в расчет тех, кто уже готов, перейдет на англоговорящую форму преподавания предметов, мы уже наполовину обеспечены. Плюс у нас 13-14 тысяч выпускников педагогических вузов каждый год выходят. Мы сейчас педагогическим образованием наиболее серьезным образом собираемся заниматься. Как в целом для всех типов школ, так и для англоговорящих школ это задача номер один – подготовить педагогов. Плюс у нас есть столько готовых носителей языка. Я думаю у нас преподавателей будет достаточно, даже более чем достаточно. И с этим мы таких больших проблем не видим. Мы на сегодняшний день для этого и собираемся интернетом охватить школы для того, чтобы в субботу, и летом, в принципе в течение недели проводить постоянное, неуклонное повышение качества преподавания. У нас есть еще дополнительные ресурсы: Назарбаев Университет, КТЛ, школы Дарын, плюс у нас есть колоссальный опыт Назарбаев интеллектуальных школ, у нас есть Мирас. Ресурсов в стране достаточно, поэтому соединив все эти ресурсы, я думаю эта задача вполне по силам, - уверил министр.  

Директор департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий МОН Жаныл Жонтаева привела более точные данные. Так, по её словам, подготовка кадров на английском языке, как оказалось, ведётся с 2012 года в 17 вузах страны. В этом году выпускниками станут 3 500 учителей.

Отметим, полный переход на трехъязычное образование должен произойти в 2019 году. С 2017 года ученики 5-7 классов начнут изучать химию, физику, биологию и информатику на английском языке, литературу и историю Казахстана исключительно на казахском языке, а Всемирную историю на русском. Язык обучения всех остальных предметов зависит от того русская это школа, или казахская.

Как отметил министр образования, переход к полиязычию будет мотивировать школьников изучать казахский язык.

- На сегодняшний день казахский язык в русскоговорящих школах мы преподаём, но выпускники, и казахи, и русские, и других национальностей, выходя из этих школ, на казахском не говорят и не понимают. Мы считаем, что, не преподавая предмет на языке, преподавать сам язык бессмысленно. Поэтому история Казахстана, как и литература, будут преподаваться на казахском языке во всех школах, - сказал он.

Государственная программа развития образования также предполагает участие казахстанских школьников в международных исследованиях качества образования: PISA (оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16 - летних учащихся), TIMSS (оценка качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4 и 8 классов), PIRLS (сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира), TIMSS ADVANCED (оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) в классах с углубленным изучением этих предметов учащихся 11 классов), ICILS (оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов).

Ерлан Сагадиев также отметил, что уже с сентября текущего года все казахстанские школы начнут постепенно переходить на модель образования развитых стран ОЭСР. По его словам, в середине 80-х годов развитые страны пришли к выводу, что необходимо переходить к новой модели образования при которой упор нужно будет сделан на развитие функциональной грамотности учащихся, когда школьник умеет искать и применять полученную информацию, вместо обычного запоминания большого количества информации. Наряду с обновлением содержания образования, по словам Ерлана Сагадиева, также планируется ввести единые базовые учебники.

- В 97-м году страны ОЭСР договорились, как они будут измерять уровень знаний восьмиклассников между странами. В 2000-м году прошел первый тест - так называемый PISA-тест, о котором сейчас мы много говорим. Так вот, в сентябре этого года все школы Республики Казахстан начинают переходить на такую модель образования, основанную на функциональной грамотности. у нас на весь переход есть 4 года. В следующем году 2-й, 5-й, 7-й классы, далее другие классы. Мы за четыре года полностью заменим содержание в школах. Также будет введён единый базовый учебник для всех уровней, в каждом предмете, в каждом классе. Чтобы не было такого, что одна область учится по одному учебник, вторая область по другому учебнику, ученик 1-го класса учится по одному учебнику, а его братишка на следующий год уже по другому, - отметил он.

Министром также была поставлена точка в вопросе продолжительности учебного года и введения пятидневного обучения.  

- Первоклассники, которые придут в сентябре в этом году в школу, закончат 31 мая 2017 года, этот вопрос решен окончательно. Второклассники, пятиклассники и семиклассники, которые придут в следующем 2017 году, будут также учиться пять дней в неделю, закончат они, наверное, по-разному, но не позднее 10 июня. Но нельзя забывать, что каждый ребенок получил 34 выходных дня. Практически время проведения всей семьей с ребенком увеличилось в два раза. Было одно воскресенье, стало воскресенье и суббота. Это произведет колоссальный эффект как для родителя и ребенка, так и для преподавателя, который наконец получит возможность восстановиться, подготовиться, - сказал Ерлан Сагадиев.

Что же касается перехода к 12-летнему образованию, которое обсуждается в Казахстане больше 5 лет, то здесь мнение министра однозначно: ребёнок должен идти в школу в шестилетнем возрасте.

- Задача 12-летнего образования не в том, чтобы выросших детей еще год держать в школах. Основная задача - это первый класс начать с шести лет. Сейчас у нас половина шестилеток в школах сидят, половина не сидят. Шестилетний возраст ребенка наиболее важный возраст. Это страны ОЭСР давно поняли. Это максимальное количество синапсов головного мозга, после 6 лет оно начинает только сокращаться. Это все понимают.  Если этим возрастом мы не воспользуемся, то дальше становиться очень трудно. именно с шести лет у тех, кто сидел за партой и не сидел за партой начинает закладываться разница в образовательном уровне. И особенно сильно между аулом и городом.  Поэтому задача номер один, также, как и в Европе в шестилетнем возрасте ребенок обязательно должен сесть за парту. специальный класс для этого подготовлен. Мы в течении четырех лет, такой переход должны осуществить. У нас сейчас 150 тысяч детей учатся, 180 тысяч детей не учатся. Вот ради эти 180 тысяч детей, которые в шестилетнем возрасте не идут в школу, мы эту программу внедряем, - добавил он в заключение.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться