"Для нас Финляндия - ворота в Северную Европу"

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
12806

Зачем KTZ Express дорога в Финляндию, а МФЦА встречи с инвестбанками Северной Европы.

"Для нас Финляндия - ворота в Северную Европу"

Казахстан и Финляндия могут открыть железнодорожное сообщение для отправки грузов и регулярные авиарейсы между столицами. О перспективах сотрудничества стран в области чистых технологий, логистики и торговли в интервью abctv.kz рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол  Республики Казахстан в Финляндской Республике Мурат Нуртлеуов.  

- Господин посол, вы возглавили казахстанское дипломатическое представительство в Хельсинки весной прошлого года. Успели ли вы изучить Финляндию, наши экономические и культурные связи? Как много казахстанцев живет в этой стране, с какой целью они приезжают? 

 - По нашим данным, в Суоми на сегодняшний день проживают около 100-130 граждан Казахстана. Первый поток наших соотечественников, обосновавшихся здесь, пришелся на период "перестройки" в СССР и начало независимости Казахстана. В основном, это были женщины, вступившие в брак с гражданами Финляндии. Например, нам известно много случаев, когда семьи создавались между студентами и выпускниками Вузов в Санкт-Петербурге или других городах бывшего союза.

По прибытии в Хельсинки в посольстве была организована моя встреча с представителями казахской диаспоры в Финляндии. Хотелось бы отметить, что они не теряют связь с Родиной и принимают активное участие в мероприятиях, которые организовываются посольством.

В Финляндии также обучается 35 наших студентов. Ранее здесь прошли обучение 24 "болашаковца", 26 человек завершили летную практику в центре Patria (летная школа в Финляндии – прим.). В рамках программ по обмену повышают свою квалификацию казахстанские учителя. Кроме того, в 2016 году двойные дипломы получили студенты Казахского национального аграрного университета. Регулярно приезжают на курсы слушатели Академии госслужбы при Президенте Казахстана –  недавно Хельсинки посетила делегация из 55 человек. Порядка 600 казахстанцев прошли специальные курсы подготовки в Финляндии. В основном, это сотрудники медучреждений РК.

В туристическом плане популярны новогодние туры на родину Санта-Клауса – Лапландию.

- Работает ли в Финляндии казахстанский бизнес?

- Казахстанский бизнес здесь пока не представлен. Мы (посольство РК в ФР – прим.) активно над этим работаем. За время моего пребывания в Финляндии побывало несколько делегаций из Казахстана, которые рассматривают возможность создания совместных предприятий. Сотрудничество между нашими странами предстоит наполнить новыми сферами, такими как образование, транспорт, биотехнологии, сleantech (чистые технологии, переработка отходов – прим.). Именно эти отрасли формируют новый тренд в наших отношениях. У нашего бизнеса есть понимание ценности финского ноу-хау в этих областях, а также готовность к изучению этого опыта и применения его в Казахстане.

В октябре с официальным визитом Хельсинки посетил председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. А еще ранее управляющий Международным финансовым центром "Астана" (МФЦА) Кайрат Келимбетов провел переговоры с финскими партнерами – Bank of Finland, фонд Tekes, финансирующим технологии, руководством Северного инвестиционного банка (Nordic Investment Bank). Мы надеемся на активное участие финских партнеров в работе МФЦА. Они видят перспективы для развития своего бизнеса в Казахстане, возможности выхода на другие рынки. Внутренний рынок Финляндии ограничен, поэтому все товары и услуги ориентированы на иностранных потребителей и экспорт в другие страны.

Мы также активно работаем над развитием сотрудничества в сфере транспорта и транзита. В этой отрасли экономики очень большие перспективы.

Финские логистические компании и производители регулярно посещают Казахстан, наши компании тоже часто бывают здесь.

- Переговоры были?

- Работа продолжается. Например, KTZ Express провела весьма плодотворные переговоры со своими партнерами, и мы  скоро ожидаем реальных результатов. Одинаковая ширина железнодорожной колеи, развитые сети железнодорожных путей создают прекрасную основу для кооперации в сфере транспорта и транзита между нашими странами через территорию России и страны Балтии.

- Хотят ли финские компании инвестировать в Казахстан?

- В чем сила финской экономики? Малый и средний бизнес. И он успешно работает в Казахстане: финские компании уже поставляют оборудования для горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, авиационного транспорта. Однако, эти объемы и суммы контрактов не такие большие (в товарообороте – прим.). Мы, как посольство, прилагаем все усилия для выработки дополнительных механизмов для дальнейщего расширения совместной работы. В частности, идет поиск взимоприемлемых формул финансирования крупных проектов.

Казахстан в геополитическом плане выглядит привлекательно: соседство с Китаем, Ираном, странами Центральной Азии, южным регионом России, что формирует общий рынок примерно в 500 млн. чел.

Компания Tikkurila (открыла лакокрасочный завод в Алматинской области – прим.), освоила Казахстан, Центральную Азию. На очереди  Китай, "не за горами" – Иран и Ближний Восток. В Северном Казахстане выпускают комбайны (машиностроительный завод "Казтехмаш" – прим.) по технологиям компании Sampo-Rosenlew. Сейчас финские технологии применяются по всему Казахстану.

- На время работы международной выставки EXPO в Астане страны намерены запустить прямое авиасообщение между столицами? Насколько востребовано это направление, станут ли рейсы регулярными?

- На нынешнем этапе мы договорились об открытии нерегулярных прямых рейсов между Астаной и Хельсинки, на время подготовки и проведения EXPO. Возможность организации регулярных рейсов также обсуждается. Для этого есть интерес со стороны Finnair и поддержка Астаны.

- Складывается ощущение, что наше сотрудничество развивается стремительно, как следствие, открыт прямой рейс, власти Финляндии решили строить национальный павильон на EXPO. Однако товарооборот между нашими странами снижается.

- Думаю, это глобальный тренд. Снижение показателей (взаимной торговли – прим.) характерно для многих стран. Цены на экспортные товары Казахстана снизились в два раза, если не больше. Таким образом, объемы экспорта остались прежними, но уже по другой цене.

В 1992 году товарооборот едва достигал 6,7 млн. долларов, в 2014 году –  уже 1,1 млрд долларов. Основную долю в нем составляла продукция металлургии, нефтяной промышленности, зерновых. Как мы видим, большую часть экспорта формировали сырьевые товары. Но в 2015 году показатели сократились до 466 млн. долларов, результат января-октября 2016 года – 268 млн. долларов. В ноябре-декабре зафиксирован рост торговли, возможно, за счет увеличения объемов потребления угля в зимний период.

Для справки, согласно официальной статистике, за январь-ноябрь 2016 года товарооборот между Казахстаном и Финляндией составил почти 298 млн долларов.

Объемы торговли не всегда напрямую увязаны с уровнем нашего сотрудничества. Взаимодействие осуществляется в более широком смысле. Основу производства образуют технологии, и в этой связи, намного важнее, с кем происходит обмен технологиями. Мы намерены создать совместные производства, что даст возможность для обмена товарами между странами. Как я уже говорил, идет работа по открытию сообщения (железнодорожного – прим.) между Казахстаном и Финляндией Один из перспективных коридоров – дорога до порта Оулу. Эта железная дорога свяжет Китай, Казахстан, Россию и Финляндию. Если завтра наши товары будут в Финляндии, уже послезавтра они могут быть в Дании, Норвегии, Швеции. Для нас Финляндия – ворота в Северную Европу, а Казахстан для Суоми – окно в Азию. 

- Как остро стоит вопрос с мигрантами в Финляндии? Сколько беженцев приняла страна? 

- В прошлом году страна приняла свыше 30 тысяч иммигрантов из разных стран. В 2016 году квоты были значительно снижены.

Необходимо отметить особый подход финских властей, благодаря которому в стране сохраняется порядок и ситуация находится под контролем. Проводя отбор среди мигрантов, Финляндия в дальнейшем старается обеспечить их трудоустройство.   

Куралай Абылгазина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться